Место для мечети было выбрано на Петроградской стороне, совсем недалеко от Троицкого моста, и, хотя многие высказывались против строительства мусульманского храма в самом центре Петербурга, в 1907 году Николай II позволил продажу земли. Архитекторами проекта были выбраны Н. В. Васильев, С. С. Кричинский и А. И. Гоген. Церемония официальной закладки была приурочена к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург, и была проведена 10 февраля 1910 года. Первая мусульманская служба в 1913 году была приурочена к 300-летию дома Романовых. Однако, официальное открытие мечети вовсе не означало, что строительные работы были завершены. Отделка интерьера здания, длилась еще 7 лет.
Во внешнем облике мечети видны мотивы среднеазиатского мусульманского зодчества. Если купол во многом повторяет купол знаменитого мавзолея Гур-Эмира в Самарканде, то форма и геометрические узоры входного портала были позаимствованы у мавзолея Шахи-Зинды. Стены мечети отделаны темно-серым гранитом грубой фактуры, что придает зданию монументальность и роднит его с архитектурой Петербурга. Портал, высокий купол и стройные минареты покрыты керамической плиткой небесно-голубого цвета. На фасадах здания начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой, не понятной русскому глазу, арабской вязью.
В первой половине 20 века соборную мечеть Петербурга часто называли «Татарской», а прилегающий к ней район - «Татарстаном». Это объясняется тем, что татарская диаспора на протяжении нескольких столетий была одной из самых влиятельных в Петербурге и принимала активное участие в строительстве мечети.Оформление интерьера по-восточному богато. Купольные перекрытия опираются на арочные своды, в центре зала висит огромных размеров люстра, на которой, как и на многих других предметах обихода мусульман, можно прочитать выгравированные изречения из Корана. Сдвоенные колонны обналичены зеленым искусственным мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма нет ни одного изображения живых существ - стены покрывает богатая орнаментальная роспись.
Санкт-Петербургская мечеть одна из самых крупных в Европе, она может единовременно вместить до 5000 верующих. Это обстоятельство очень актуально для Петербурга, в котором за последние несколько десятилетий мусульманская община значительно выросла. По пятницам святой день у мусульман, небольшая тихая улица перед мечетью заполнятся верующими, идущими на намаз, продавцами различных товаров и нищими, без которых не обходится ни один храм, независимо от вероисповедания.
Во внешнем облике мечети видны мотивы среднеазиатского мусульманского зодчества. Если купол во многом повторяет купол знаменитого мавзолея Гур-Эмира в Самарканде, то форма и геометрические узоры входного портала были позаимствованы у мавзолея Шахи-Зинды. Стены мечети отделаны темно-серым гранитом грубой фактуры, что придает зданию монументальность и роднит его с архитектурой Петербурга. Портал, высокий купол и стройные минареты покрыты керамической плиткой небесно-голубого цвета. На фасадах здания начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой, не понятной русскому глазу, арабской вязью.
В первой половине 20 века соборную мечеть Петербурга часто называли «Татарской», а прилегающий к ней район - «Татарстаном». Это объясняется тем, что татарская диаспора на протяжении нескольких столетий была одной из самых влиятельных в Петербурге и принимала активное участие в строительстве мечети.Оформление интерьера по-восточному богато. Купольные перекрытия опираются на арочные своды, в центре зала висит огромных размеров люстра, на которой, как и на многих других предметах обихода мусульман, можно прочитать выгравированные изречения из Корана. Сдвоенные колонны обналичены зеленым искусственным мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма нет ни одного изображения живых существ - стены покрывает богатая орнаментальная роспись.
Санкт-Петербургская мечеть одна из самых крупных в Европе, она может единовременно вместить до 5000 верующих. Это обстоятельство очень актуально для Петербурга, в котором за последние несколько десятилетий мусульманская община значительно выросла. По пятницам святой день у мусульман, небольшая тихая улица перед мечетью заполнятся верующими, идущими на намаз, продавцами различных товаров и нищими, без которых не обходится ни один храм, независимо от вероисповедания.