М.С. Воронцов
М.С. Воронцов
Другие фотографии на ФотоКто: ← Автор | Второй раз и по любви...,прочту документ по внимательней. →
Просмотры: 519
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon PowerShot SX30 IS
Диафрагма:
f/8
Выдержка:
1/160s
ISO:
100
Ф.расстояние:
15,608mm
Программа:
PhotoScape
Дата съёмки:
25.07.2014 - 11:03:51
При Воронцове русский язык в Одессе становится господствующим, и вся прибывшая с ним чиновная и знатная свита говорила на русском языке.
Александр Михайлович Дерибас (1856-1937) – внук Феликса Дерибаса (родного брата Иосифа Дерибаса, участника штурма Измаила, основателя Одессы), в своих исторических очерках и воспоминаниях «Старая Одесса» пишет, что при Воронцове «в этом городе было так светло, оживленно и радостно, что жители окрестных деревень (в особенности, конечно, молодежь) стремились сюда, как мотыльки на вечерний свет».
Правитель Новороссийского края М.С. Воронцов умер 6 ноября 1856 года и был похоронен в Одесском Кафедральном соборе. Авторитет его, любовь и уважение к нему сограждан были так велики, что уже вскоре после смерти Михаила Семеновича Воронцова на экстраординарном собрании Общества сельского хозяйства Южной России, президентом которого он был, единогласно было принято предложение о сооружении ему памятника.
Общество обратилось к императору Александру II с просьбой разрешить начать сбор денег по подписке на сооружение в Одессе памятника прославленному генерал-губернатору. Высочайшее разрешение было дано, и подписка по всей империи прошла успешно.
Председателем Комитета по сбору приношений был избран вице-президент Общества граф М.Д. Толстой, который стал первым и самым щедрым вкладчиком. Император Александр II пожертвовал 3000 рублей серебром «из собственных сумм», многие граждане Одессы в первые же дни открытия подписки внесли свои сбережения. Пожертвования приходили не только от граждан России, но и от иностранцев.
Проект памятника был составлен известным скульптором Фридрихом Бруггером (1815-1870). Он родился в Мюнхене и учился в Академии своего города, несколько лет жил и работал в Италии, а, вернувшись в родной город, выполнил по заказу короля Людвига I несколько мраморных бюстов для Ruhmeshalle (Зал Славы) и целый ряд бронзовых статуй. Триумфальные ворота в Мюнхене украшены статуей его работы «Бавария в колеснице, запряженной львами». Он создал также мраморные статуи семи скульпторов, поставленные в нишах наружной стены мюнхенской пинакотеки. Широко известны его произведения, сюжеты которых почерпнуты из греческой мифологии: «Хирон, обучающий музыке молодого Ахиллеса», «Вакх», «Эдип и Антигона».
Выполнение всех бронзовых работ – статуи Воронцова и барельефов – были поручены через русского посланника в Мюнхене, тайного советника Северина, самому автору проекта за 32000 баварских гульденов с доставкою до Триеста или Вены.
Облик фельдмаршала, несмотря на громадность статуи, имеет поразительное сходство с покойным князем благодаря тому, что скульптор воспользовался последним портретом, выполненным берлинским мастером портретной живописи Францем Крюгером (1797-1857). Этот художник был самоучкой, но, несмотря на это, стал профессором и членом Берлинской Академии художеств. Он выполнил несколько значительных работ по заказу императора Николая I и с 1833 года имел звание «Почетного вольного общника Петербургской Академии художеств». Его портрет Николая I верхом на лошади хранится в Зимнем Дворце.
По желанию Комитета пьедестал должен был быть изготовлен из «горно-каменной глыбы», добытой на южном берегу Крыма в память трудов покойного князя в том регионе. Изготовление пьедестала взял на себя Севастопольской I-ой гильдии купец П.А.Телятников, по смете которого пьедестал с доставкою на место должен был обойтись в 12-13 тысяч рублей. Однако уже в самом начале это предприятие постигла неудача: заготовленные глыбы камня потонули в море, несмотря на принимавшиеся Комитетом и предпринимателем всевозможные меры предосторожности. Потеря оценивалась более чем в 7000 рублей. Но Телятников добавил от себя к ассигнованной сумме 3000 рублей.
Одиннадцать камней, самый меньший из которых весил более 200 пудов, - для цоколя, карниза и средней части пьедестала – были добыты вблизи Аю-Дага. Глыбы камней «рвали порохом» в полутора верстах от берега. Их перетаскивание через скалы и овраги, которые приходилось забрасывать камнями и деревьями, представляло необычайную сложность. Использование лошадей или быков в этих условиях было невозможно. На протяжении трех месяцев ежедневно этой работой занимались около 70 человек. В некоторые дни глыба преодолевала путь всего в одну сажень (сажень равна 2,13 м – авт.).
А на берегу ожидало новое препятствие – обрыв в 4 сажени высотой, за которым простиралась отмель, не дававшая возможности подойти судну к берегу. Пришлось строить мост в 20 саженей длины. Погрузка на судно этих глыб также представляла собой необычайную трудность из-за постоянной зыби. Приходилось выбирать те несколько часов в сутки, когда море было спокойным.
По пути в Одессу судно, буксируемое большим пароходом «Александр», нанятым в Обществе Пароходства и Торговли, от начавшегося сильного ветра подвергалось большой опасности, теряя устойчивость, так как большие камни располагались на палубе из-за невозможности погрузить их в трюм.
По прибытии в Одессу доставка глыб от пристани на Соборную площадь, к месту установки памятника, представляла также не меньшую трудность. Приходилось преодолевать большой подъем, а дубовые катки, подкладываемые под каменные глыбы громадной тяжести, превращались в щепки.
Из опубликованного в то время отчета Комитета о расходах по строительству памятника видно, что всех приношений было собрано 45072 рубля 12 копеек, из них в Одессе – 13134 рубля 50 копеек. Скульптору Бруггеру заплачено 21125 рублей 18 копеек, камни для пьедестала обошлись в 15000 рублей, окончательная отделка пьедестала – 5097 рублей 23 копейки.
Открытие памятника состоялось 8 ноября 1863 года. «В пятницу, 8 ноября, в день св. Михаила, Одесса отпраздновала торжество открытия памятника светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову, - сообщалось в «Одесском вестнике». - С утра обширная Соборная площадь, на которой воздвигнут памятник покойному князю спустя семь лет после его кончины, наполнилась густыми толпами народа, которого в тот день насчитывалось до 20000 душ. Вся площадь, все окружающие улицы, все окна, балконы и крыши домов пестрели народом. Прямо против собора устроен был обширный временный помост для зрителей при доме господина Мими. Около 12 часов дня, после божественной литургии, совершенной в кафедральном соборе преосвященным Дмитрием, архиепископом Херсонским и Одесским, процессия (…) двинулась из собора и заняла назначенные ей места вокруг памятника, где устроены были 4 платформы: для духовенства, генералитета, местных и иногородних граждан.
При торжестве присутствовали: господин Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа генерал-адъютант Коцебу, генерал-адъютант граф Строганов, одесский градоначальник, воспитатели учебных и благотворительных заведений, представители дворянства, духовенства, депутация от разных городов, от немецкой и болгарской колоний, от татар, старейшины, мастеровые, трудившиеся по сооружению памятника, инвалиды, служившие под начальством покойного князя М.С. Воронцова, отряды войска (…) Представителями дома князя Воронцова были светлейшая княгиня Е.К. Воронцова и сын М.С. Воронцова генерал-адъютант светлейший князь С.М. Воронцов».
Затем был совершен церковный обряд освящения памятника. Завершилось торжество прохождением войска церемониальным маршем.
Этот бронзовый монумент доблестного полководца, участника сражений на Балканах и в Германии, а также командующего оккупационными войсками во Франции, изображающий генерал-губернатора Новороссии в мантии с фельдмаршальским жезлом, установленный на пьедестале из отполированного и блестящего темно-зеленого с беловатыми и черноватыми крапинками крымского диорита, – украшение нашего города, напоминающее всем нам об одном из благороднейших сынов России, с именем которого связаны небывало быстрые успехи развития в городе и крае образования, торговли, общественного благосостояния.
Ограда памятника состояла из 12 чугунных тумб, украшенных гербами города, и натянутых между ними цепей. На барельефах памятника изображения: «Краон 1814 года», «Варна 1828 года». На лицевой стороне пьедестала была надпись: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники.1863 г.»