В Одессе изобрели не только эсперанто, кинематограф и джинсы, но и подводную лодку. Степана Карловича Джевецкого (1843–1938) справедливо величают крестным отцом подводного флота. Он учился в Парижском техническом лицее в одной группе с легендарным Жаном Эйфелем, освоил передовые технологии машиностроения, мостостроения и т. д. Первую свою модель подлодки он сконструировал в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов, назвал «подводным минным аппаратом» и испытал в Одесском порту в августе 1878 года. Корпус лодки был изготовлен из листовой стали, его длина составляла пять, а высота — около двух метров. При этом она имела довольно большое по тем временам водоизмещение — две тонны. Подлодка приводилась в движение усилиями двух членов экипажа, вращающих обычные велосипедные педали. Как ни примитивно было это первое подводное судно, однако одессит Джевецкий изобрел все те атрибуты, которые и поныне используются всюду на подводном флоте: перископ, аккумуляторные батареи, электропривод, продувку водяного балласта и т. д. Он же сконструировал и торпедный аппарат, принцип действия которого сделался универсальным.
Памятник Джевецкому работы скульптора Алексея Копьева открыт в мае 2004 года, во время проведения в Одессе 41-го международного конгресса ветеранов-подводников. Он установлен на проспекте Шевченко, при главном входе в Дендропарк.
Памятник Джевецкому работы скульптора Алексея Копьева открыт в мае 2004 года, во время проведения в Одессе 41-го международного конгресса ветеранов-подводников. Он установлен на проспекте Шевченко, при главном входе в Дендропарк.