Удивительное по красоте здание по улице Новая Басманная, 14, строение 1 было построено в период с 1898 по 1899 годы для крупного коммерсанта Николая Дмитриевича Стахеева.
Теги: архитектура, барокко, город, готика, классицизм, москва, новая басманная, улица, усадьба
Этот участок Н.Д. Стахеев приобрел в начале 90-х годов девятнадцатого столетия. Ранее на нем находился дом, в котором более 20 лет проживал Петр Яковлевич Чаадаев - общественный деятель и известный философ. В гостях у последнего часто бывали Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Александр Иванович Герцен и Иван Сергеевич Тургенев.
После сноса старых построек Бугровский приступил к строительству, пригласив к сотрудничеству скульптора и художника В.Г. Гладкова. Дворец, построенный в стиле эклектической архитектуры, обошелся предпринимателю в огромные по тем временам деньги - один миллион рублей. Основной корпус выполнен ассиметрично, что подчеркивает парадная лестница, расположенная сбоку. В устроенном перед домом палисаднике установили привезенный из Франции металлический фонтан «Богиня ночи», главным украшением которого стала женская ростовая скульптура с закрепленным в ее руке электрическим фонарем. Стоит заметить, что в Париже изготовили и установленные в нишах главного фасада светильники, скульптурную композицию «Богиня плодородия» что стояла у зимнего сада.
Обширную территорию, которая находилась за особняком, отвели под устройство большого сада, присоединенного в 1920 году к саду имени Баумана. Там до сих пор находится руинный грот «Бельведер», входивший в ансамбль построек городской усадьбы.
Особо хочется остановиться на внутреннем убранстве дома Стахеева на Новой Басманной, 14. Без сомнений, его интерьеры можно назвать памятником прикладного искусства. Помещения оформлены в мавританском, готическом, а также барочном стиле. Для отделки использовались десятки пород ценных деревьев, различные виды мрамора и природного камня. Огромный холл с устроенной белокаменной лестницей и фасады здания декорировали в греческом стиле. Таким образом, парадную украсили лепниной и настенной росписью, а на потолке установили прекрасно исполненные витражи. Пространство вдоль стен заняли колонны, выполненные из розового мрамора, и напольные светильники в виде образов сфинксов.
Поражает своим убранством и «готическая» столовая парадных апартаментов (оконные витражи и различные резные элементы в виде демонов как раз и подчеркивают этот стиль). Центр зала занимает резной камин (еще один камин был установлен в переговорном кабинете), а деревянная резьба украшает и стены помещения.
Другая имевшаяся в доме Стахеева столовая иногда использовалась как музыкальный салон. Ее убранство было оформлено в пастельных тонах.
Прочие залы особняка на Новой Басманной улице, 14 были декорированы в восточном стиле и стиле классицизма, а также барокко. Восточное крыло строения отвели под устройство картинной галереи, ведь сам Николай Дмитриевич Стахеев считался страстным коллекционером. Ценить искусство, скорее всего, он научился у своей матери - Александры Ивановны, которая приходилась сестрой, как указывалось выше, художнику Ивану Шишкину. Стахеевская контора занимала западное крыло особняка.
Дом Стахеева на Басманной после революции.
После Октябрьской революции 1917 года дом Стахеева на Басманной национализировали и передали в 1918 году Народному комиссариату путей сообщения, позднее реорганизованного в министерство. В 1940 году здесь разместился «Центральный дом детей железнодорожников». К настоящему времени в особняке прекрасно сохранились сложный наборный паркет, деревянная резьба, потолочные орнаменты в восточном стиле, витражи, мраморные детали, лепная отделка и даже первоначально нанесенные оригинальные обои. Сохранились здесь и предметы, некогда принадлежавшие самому Николаю Дмитриевичу, среди которых украшенные прекрасно исполненными женскими фигурками деревянные часы. Особняк Стахеева по адресу Новая Басманная, 14, строение 1 имеет охранный статус как «объект культурного наследия федерального значения».