Парамоновские склады — комплекс складских сооружений XIX века в Ростове-на-Дону. Расположены на берегу Дона, между проспектом Соколова и Университетским переулком. Памятник федерального значения. Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний — в конце 1890-х годов[1]. Строили склады инженеры Якунин и Э. Шульман. За время своего существования склады принадлежали разным владельцам и фирмам, но городская молва до сих пор приписывает их одному хозяину, знаменитому зернопромышленнику Елпидифору Парамонову.
Склады чудом уцелели во время бомбардировок порта времён Великой Отечественной войны. Хотя одна авиабомба всё-таки сюда попала, нарушив систему водоохлаждения[2]. Наиболее существенным разрушениям склады подверглись в эпоху их бесхозного существования. Одних только пожаров склады пережили не менее пяти[3]. В период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент, стройматериалы и пр. В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения. Лаконичный кирпичный декор с мотивами романского зодчества и классицизма использован в оформлении корпусов Парамоновских складов. Инженеры Якунин и Э. Шульман грамотно и изящно воспользовались уникальной природной особенностью данного места — родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Инженеры собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом — 9° C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна. На фасадах складов в межэтажном пространстве до сих пор сохранились круглые отверстия. Их использовали для пересыпки зерна через брезентовые рукава со вторых этажей на уровень набережной. Зерно отсюда перегружалось на баржи и отправлялось за границу.
Когда руины объявили памятником архитектуры федерального уровня, тогда и заговорили о реконструкции. На этом все и закончилось, как видите, воз и ныне там...
Очень интересный рассказ! Вы грамотно сделали фотографию, фигура необходима, и примерно в таком наряде. У Вас прекрасный вкус. Эту работу хочется смотреть не один раз, что бывает не часто - работы многих авторов посмотрели - и забыли.
Вера, Саша, Натан, добрый день. Спасибо за интерес к моим работам. Мне очень приятно находить в вашем лице единомышленников. На Парамоновских складах я впервые, я много снимал другие старые объекты, здания, дворы, и т.д. возможно вы их и видели. Рад буду предоставить вашему вниманию и другие работы, жаль регламент сайта не позволяет опубликовывать более пяти работ в сутки.
Склады чудом уцелели во время бомбардировок порта времён Великой Отечественной войны. Хотя одна авиабомба всё-таки сюда попала, нарушив систему водоохлаждения[2]. Наиболее существенным разрушениям склады подверглись в эпоху их бесхозного существования. Одних только пожаров склады пережили не менее пяти[3]. В период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент, стройматериалы и пр. В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения. Лаконичный кирпичный декор с мотивами романского зодчества и классицизма использован в оформлении корпусов Парамоновских складов. Инженеры Якунин и Э. Шульман грамотно и изящно воспользовались уникальной природной особенностью данного места — родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Инженеры собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба сквозь складские помещения. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом — 9° C. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна. На фасадах складов в межэтажном пространстве до сих пор сохранились круглые отверстия. Их использовали для пересыпки зерна через брезентовые рукава со вторых этажей на уровень набережной. Зерно отсюда перегружалось на баржи и отправлялось за границу.