История одесского фуникулера началась на заре ХХ века. В 1900-1902 гг. по проекту одесского инженера И.Пятницкого, сына директора одесской 2-й Гимназии и выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения, была построена "подъемная машина" на возле лестницы на Николаевском (Приморском) бульваре. 8 июня (ст. ст.) 1902 г. одесский фуникулер начал свою жизнь. Два вагончика вместимостью 35 чел. каждый, выписанные из Парижа, связали верхнюю часть города с портом.
Войны прерывали работу одесского фуникулера. После Первой мировой и гражданской войн фуникулер не работал с 1919 г. Однако 20 сентября 1926 года он снова начал свою работу.
Второй перерыв в работе фуникулера пришелся на период Великой Отечественной войны. Только в 1947 году опять была возобновлена его работа.
К середине 60-х годов одесский фуникулер, хотя неизменно популярный среди одесситов и гостей города, тем не менее обветшал. Оборудование и вагоны требовали замены, пути и павильоны - ремонта. Тогдашнее руководство города решило не тратить деньги на ремонт фуникулера, а построить на его месте "передовой" вид транспорта - эскалатор. В 1969 г. фуникулер был закрыт, а уже в апреле 1970 г. состоялось открытие одесского эскалатора. Эскалаторный комплекс был похож на московский эскалатор на Ленинских Горах, а дизайн нижнего павильона напоминает дизайн советского павильона на выставке ЭКСПО-67 в Монреале. К сожалению, постройка эскалатора не была большим успехом. Отсутствие однопролетного эскалатора необходимой длины заставило разбить линию на 4 участка с промежуточными площадками, на которых сидели женщины-пенсионерки, единственной обязанностью которых было следить, чтобы никто не вздумал проехать в обоих направлениях. Стоимость проезда увеличилась по сравнению с фуникулером на 50% и составляла 3 коп. Правда и эта цена оставалась неизменной практически до самого окончания работы эскалатора. В 1997 г. эскалатор был окончательно остановлен. Тогда же было принято решение восстановить фуникулер и в 1998 г. даже начались строительные работы. Смена городской власти сменила и приоритеты и строительство было остановлено. К счастью то, что было уже построено, не было уничтожено и через 7 лет стройка обрела вторую жизнь.
В 2005 г. началась вторая жизнь реконструкции фуникулера. Однако новый фуникулер, строго говоря, традиционным фуникулером не является. Новый фуникулер построен по принципу "наклонного лифта", т.е. кабинки движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Система управления и ходовая часть тоже "позаимстовованы" у традиционных лифтов. Также коренному изменению подверглось стилевое оформление верхнего и нижнего павильонов, а кабинки фуникулера получили современный вид с прекрасным обзором.
В День города - 2 сентября 2005 г. - одесский фуникулер вернулся на службу городу.
Я еще катался на трамвайчике, который там ходил и был на открытии эскалатора.
Войны прерывали работу одесского фуникулера. После Первой мировой и гражданской войн фуникулер не работал с 1919 г. Однако 20 сентября 1926 года он снова начал свою работу.
Второй перерыв в работе фуникулера пришелся на период Великой Отечественной войны. Только в 1947 году опять была возобновлена его работа.
К середине 60-х годов одесский фуникулер, хотя неизменно популярный среди одесситов и гостей города, тем не менее обветшал. Оборудование и вагоны требовали замены, пути и павильоны - ремонта. Тогдашнее руководство города решило не тратить деньги на ремонт фуникулера, а построить на его месте "передовой" вид транспорта - эскалатор. В 1969 г. фуникулер был закрыт, а уже в апреле 1970 г. состоялось открытие одесского эскалатора. Эскалаторный комплекс был похож на московский эскалатор на Ленинских Горах, а дизайн нижнего павильона напоминает дизайн советского павильона на выставке ЭКСПО-67 в Монреале. К сожалению, постройка эскалатора не была большим успехом. Отсутствие однопролетного эскалатора необходимой длины заставило разбить линию на 4 участка с промежуточными площадками, на которых сидели женщины-пенсионерки, единственной обязанностью которых было следить, чтобы никто не вздумал проехать в обоих направлениях. Стоимость проезда увеличилась по сравнению с фуникулером на 50% и составляла 3 коп. Правда и эта цена оставалась неизменной практически до самого окончания работы эскалатора. В 1997 г. эскалатор был окончательно остановлен. Тогда же было принято решение восстановить фуникулер и в 1998 г. даже начались строительные работы. Смена городской власти сменила и приоритеты и строительство было остановлено. К счастью то, что было уже построено, не было уничтожено и через 7 лет стройка обрела вторую жизнь.
В 2005 г. началась вторая жизнь реконструкции фуникулера. Однако новый фуникулер, строго говоря, традиционным фуникулером не является. Новый фуникулер построен по принципу "наклонного лифта", т.е. кабинки движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Система управления и ходовая часть тоже "позаимстовованы" у традиционных лифтов. Также коренному изменению подверглось стилевое оформление верхнего и нижнего павильонов, а кабинки фуникулера получили современный вид с прекрасным обзором.
В День города - 2 сентября 2005 г. - одесский фуникулер вернулся на службу городу.