error
Регистрация

Джозеф Кошут «Amneziya»

Рубрика: «События»
Автор: Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом Фотографии
Опубликовано: 24.04.2015 в 11:52:31

МАММ представляет выставку Джозефа Кошута – одного из пионеров концептуального искусства, неоднократного участника Венецианской биеннале, обладателя почетной докторской степени «Laurea Honoris Causa» Университета Болоньи, золотого ордена почета Австрийской республики за достижения в науке и культуре, члена Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

Кошут живет и работает то в Нью-Йорке, то в Лондоне, его работы входят в собрания крупнейших музеев США, Европы, Азии и Австралии. Открывшаяся в 2009 году в Лувре инсталляция Кошута «ni apparence ni illusion» («ни видимость, ни иллюзия»), размещенная на стене XII века старого Луврского дворца, с этого года станет частью постоянной экспозиции музея, а в 2015 году инсталляции Кошута украсят четыре башни фасада Национальной библиотеки в Париже.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

Самыми значительными выставками Джозефа Кошута за последнее десятилетие являются: совместный проект Кошута и Ильи Кабакова «Коридор двух банальностей» в Варшаве (1994) – в выставочном пространстве демонстрировался длинный ряд придвинутых друг к другу столов, обшарпанных – с российской стороны, опрятных – с западной; выставка «(В ожидании…) никчемных текстов» Сэмюэла Беккета в Австралийском центре современного искусства Мельбурна (2010),  «Дом конструктивизма» в Цюрихе (2011); «Зигмунд Фрейд и игра на границе репрезентации» – «Дом 21-го» (дворцовый комплекс Бельведер), совместно с Музеем Зигмунда Фрейда (Вена, 2011, приуроченной к 75-й годовщине смерти Фрейда.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

Проект «AMNEZIYA», только что с успехом прошедший в  берлинской галерее Sprüth Magers – является продолжением масштабной выставки неоновых работ Кошута «Бессонница: классифицированная, просвещенная, остановленная», показанной в Sprüth Magers  в 2013 году.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

Выставка «AMNEZIYA» представляет неоновые работы Джозефа Кошута, созданные в период между 1965 и 2011 годами. Это – хроника  исследований в области языка и смыслового значения, которым Кошут занимается на протяжении почти пятидесяти лет. Кошут начал работать с неоном в 1960-е годы (после чего к неону стали обращаться и другие художники – Брюс Науман, Марио Мерц и Кейт Сонье). Неон стал  для Кошута формой «публичного письма», свободного от ассоциаций с высоким искусством. На выставке будет представлено 25 неоновых работ художника, включая одну из первых – «Пять пятерок (Дональду Джадду) [оранжевый]» (1965), а также недавние произведения – в частности, три объекта из «беккетовской» серии (2011) и  «Одиссей, 18 названий и часов» (1998).

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

В своем знаменитом эссе 1969 года «Искусство после философии», Кошут утверждал, что традиционный художественно-исторический дискурс подошёл к концу. «Быть художником сегодня», писал Кошут, «означает задавать вопросы о природе искусства». Художник стремился показать, что искусство заключается не в самом объекте, а в идее или концепции работы. Обращение Кошута к концептуальному искусству, лишенному всех морфологических признаков – интеллектуальная провокация, в результате которой слова заменили образы и объекты.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

В 1960-е годы Кошут создает работы, используя текст и фотографию. Работа «Фетишизм (Исправлено)» (1988), посвященная Фрейду – исследование смыслов, заложенных в психоаналитических текстах, на примере увеличенной репродукции первой страницы статьи Зигмунда Фрейда «Фетишизм», испещренной исправлениями автора. Кошут переводит эти исправления в голубой неон и размещает на стене вокруг страницы, заключенной в рамку. Таким образом, он подчеркивает процесс превращения текста в артефакт, а артефакта — в произведение искусства.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

В экспозицию также вошли три работы из новой серии «Беккет» (2011), выполненные из теплого белого неона. Кошут использует фрагменты двух произведений Беккета — знаменитой пьесы «В ожидании Годо» и рассказа «Никчемные тексты». Для Кошута и Беккета в равной мере характерен интерес к языку, к его способности скрывать и раскрывать смысловые значения в процессе образования новых смыслов. Но если подход Беккета состоит в том, чтобы исследовать смыслы через их отсутствие, то Кошут настаивает на присутствии смыслового значения и исследует процессы его производства художником и зрителем.

© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут

Кроме того, на выставке представлена известная работа Кошута «Одиссей, 18 названий и часов» (1998), созданная под впечатлением от модернистского романа Джеймса Джойса «Улисс».

 
Просмотры: 3569
 

Комментарии: