permyackoff.victor@yandex.ru » 29 ноя 2016, 11:10
Из воспоминаний Бальтерманца -
"Во время войны я много снимал и печатался, но вот что удивительно: те десять – пятнадцать фотографий, которыми я горжусь и которые сделали мне имя, – "Атака", "Чайковский", "Бой за деревню", наконец, мой главный снимок "Горе" – во время войны нигде не были опубликованы. В газету шли другие конкретные фотографии: действия какой-то части, какое-то наступление, портреты бойцов, командиров. Эти же снимки, в которых был образ, которые несли в себе состояние войны и которые сегодня представляют художественную ценность, обрели жизнь только после победы...
Прошло много лет, я много ездил по стране, бывал за границей, много снимал, участвовал в выставках, в общем, жил нормальной репортерской жизнью. И вот уже в начале 60-х годов к нам в Москву приехал мой приятель из Рима Кайо Гарруба, собиравший фотографии для создававшейся в Германии фотовыставки "Что есть человек", организатором которой являлся известный западногерманский журналист Карел Павек. Он попросил мне показать ему все, что я снимал. Я показал ему свои фотографии. Он отобрал несколько штук и спросил, нет ли еще. Я показал контрольки. Он их внимательно перебрал и оставил еще несколько. Причем очень хвалил все, что откладывал. И опять заставил меня рыться в моем архиве, доставать все новые и новые работы. И уже когда мне надоело доставать коробки с работами, я дал ему один из старых пакетов с военными снимками. Он молча перебирал их, потом долго рассматривал один снимок. Так же молча он пододвинул мне все отобранное: "Извини, Дмитрий, это замечательные снимки, но пусть они висят на других выставках. Я возьму вот эту фотографию". И он отложил снимок, сделанный в Керчи в сорок втором году...
администрация Павека уведомляет меня о том, что мне присужден "Приз зрителей" за эту фотографию. Как я потом узнал, в течение нескольких лет, пока экспонировалась эта выставка в разных городах мира, вместе с ней путешествовал специальный ящик, куда посетители выставки бросали свои отзывы. И вот после того, как она закрылась, был сделан подсчет результатов и оказалось, что этот приз достался моей фотографии. В этой же телеграмме говорилось, что мне причитается приз-премия – шесть тысяч западногерманских марок ...
Деньги эти я потом получал в Москве. Нужно было заполнить много разных бумаг и подписать их в нескольких инстанциях. Один из высокопоставленных чиновников, расписываясь на документе, фыркнул: "Хотел бы я видеть, что же такое нужно снять, чтобы за это капиталисты так раскошелились!" Первое желание у меня было плюнуть и уйти. Но потом я решил иначе. И на следующий день привез ему фотографию. Он вышел из-за своего громадного стола, что, говорят, делал крайне редко, и долго рассматривал лежащий на столе снимок, потом пожал мне руку и очень почтительно проводил до дверей кабинета. Потом я несколько лет на праздники получал от него поздравительные открытки..."
Извините, что влез в эту дискуссию. Просто для определения критериев...