Галина Щербакова: Да, Галина, замечательно изложено!
.
Композиция - совокупность изобразительных элементов, объединённых какой-либо связью, которая приводит к появлению новых, интегративных свойств, не присущих этим элементам в их разобщённости. Эти интегративные свойства образуют целое. Целостное впечатление от восприятия изображения исключает восприятие этого изображения как сумму впечатлений от обособленного рассмотрения частей композиции. Или, говоря короче, целостное исключает причинное. Таким образом, определяя понятие «композиция», мы уже по сути сформулировали главное композиционное начало:
Целостность композиции - это неразрывность элементов композиции, подчинённость их единой конструктивной идее. Образно говоря, целостность есть то, что позволяет видеть не отдельные деревья, а лес, слышать не единичные инструменты, а оркестр. Стремление к композиционности, по определению В.А. Фаворского, есть стремление цельно изображать разнопространственное и разновременное в рамках одной композиционной схемы, конструкции. При этом четвёртое измерение - время - показывается через демонстрацию движения.
Конструкция - это тип структуры с функциональными связями между элементами. Как правило, это простая геометрическая фигура или линия: треугольник, прямоугольник, ромб, овал, плавная волнистая линия, диагональ. Конструкция или конструктивная идея - это та оболочка, которая не позволяет образу распасться, разложиться до элементов грубой действительности, или, как говорят фотохудожники, деградировать до уровня бытового изображения. Конструкция поддерживает «внутреннее зрение». Создание конструкции поднимает запечатлённую ситуацию до уровня символа. Каркас конструкции должны составлять достаточно напряжённые связи между композиционными единицами.
Итак, абстрагирование фотоизображения до конструктивной идеи даёт возможность эстетического вИдения фотографии. Посредством этого достигается отстранённость фотохудожника от бытийности выхваченных из жизни сцен и событий, в результате чего последние объективируются как образ. Мераб Мамардашвили сказал по этому поводу: «Всякая конструкция, имеющая отношение к искусству, есть приводимая в движение некая сцепленная масса, посредством которой что-то производится в нашей душе или в нашей голове и что не производилось бы естественным продолжением наших психических сил».
Первоочередная задача фотохудожника - определить какие элементы изображения, световые и цветовые пятна являются в нём определяющими, ключевыми, согласованными между собой, и затем попытаться заполнить ими какую-либо конструктивную фигуру. В фотографии эта проблема решается посредством выбора из массы стихийно отснятых негативов тех, изобразительная структура которых в максимальной степени согласуется, «резонирует» с внутренним трафаретом этой структуры в голове фотохудожника. Понятие этой внутренней резонирующей структуры трудно сформулировать,- это уже метафизика, иррациональное чувство. Его можно описать словами Уитмена: «Есть во мне что-то, не знаю что, но знаю - это во мне».
Результатом актуализации композиционных усилий является художественная форма. Она является единственным «видом транспорта», с помощью которого авторский интуитивный образ может проникнуть в глубины подсознания, в душу зрителя. Основная работа фотохудожника заключается в совершенствовании художественной формы.
http://photo-element.ru/analysis/celostnost.html