ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙНАЧАЛО ПУТИ- Никакого велосипеда! Ишь, чего выдумали! Хотите, чтобы вас машина задавила? – возмущенная мать бросает на стол газету с результатами очередного тиража выигрышей лотереи и нечаянно смахивает на пол выигрышный билет.
Я поднимаю билет с пола, кладу его на стол и мы с братом с замиранием сердца ждем - порвет или нет? Мать у меня была, как сказали бы сейчас – крутая!
Но мать поступила иначе. На следующий день вместо велосипеда мат забирает деньги и мы покупаем фотоаппарат «Смена-2», бачок для проявки пленок и три пластмассовые кюветы для обработки фотографий. Какой-то мужчина, стоящий рядом с нами у прилавка уговаривает – не тратьте деньги на кюветы, фотографии можно и в тарелке проявлять. Мать, никогда не державшая в руках фотоаппарата, но твердо уверенная, что все нужно делать по правилам, бросает на него презрительный взгляд – ишь, чего выдумал! Только кюветы!
В тот момент я еще не понимаю, на какой увлекательный путь направила меня мать своей властной рукой!
Кстати, на велосипеде ездить я до сих пор не научилась…
ПЕРВЫЕ РАДОСТИКак устроен фотоаппарат и как получается фотография – эта знания получаю от дяди, маминого брата, приехавшего к нам в гости из Ленинграда. Первые снимки делаю в пионерском лагере в горах Азербайджана. До сих пор переживаю восторг, охвативший меня, когда на розовом от красного света фонаря листке бумаги, плавающем в кювете, словно из ниоткуда, выплыло и раскрылось изображение: каре утренней пионерской линейки, деревянная трибуна, со стоящим на ней директором лагеря и великолепные горы на заднем плане. Все это «примерно в фокусе», но зато я все смогла, и у меня все получилось!
На уроках физики начинаем изучать раздел «Оптика», и я уже на первом уроке удивляю учителя своими твердыми знаниями об устройстве фотоаппарата и процесса получения фотоизображений и не путаю негатив с позитивом.
Фото-кружка в школе нет, и я учусь на собственных ошибках. Журнал «Юный натуралист» объявляет конкурс на лучшую фотографию о летних каникулах, но я стесняюсь послать туда свои работы, зато с интересом просматриваю чужие фотографии и их обсуждение. Вижу, что и у меня фотографии не хуже, но не было рядом никого, кто подержал бы меня, добавил бы уверенности в моих способностях. Сейчас жалею, что мало фотографировала одноклассников. Но все-таки, что-то, снятое любимой «Сменой-2», на память осталось! Это мои подружки в интерьере школы.
УЧУСЬПоступать в институт я поехала в Ленинград. Когда поступила, родители, опять же, по настойчивому желанию матери, дали мне денег на новую «Смену», поскольку старый фотоаппарат остался дома для брата. Дядя добавил денег и купил мне «Зоркий», с которым и прошла моя студенческая юность. Во время учебы в институте посещаю фото-кружок, где получаю навыки по съемке портрета, немного – постановочной фотографии. Вот одна из фотографий. Я сижу, а у подруги в руке транзисторный приемник – между прочим, примета времени! Ну, это как сейчас бы она шла по улице с гарнитурой.
КАК ЭТО СДЕЛАНО?После окончания ВУЗа, при поступлении на работу в НИИ, где впоследствии проработала более 30 лет, начальник отдела, известный в стане ботаник, ставит условие - примет на работу только в том случае, если я умею печатать на машинке и фотографировать. А я умею! Вот только сейчас в полной мере осознаю, что и за этот, открывшийся мне профессиональный Путь, я должна благодарить свою мать! Если бы я не умела фотографировать, то не приняли бы меня на работу, не объездила бы я в составе экспедиционных отрядов нашу страну! Прекрасные побережья Сахалина, сумрачная красота Колымы, водное кружево просторов Чукотки, таинственные ущелья Копет-Дага, горные луга Грузии, тенистые леса Талыша, маленькие черепашки в мелких теплых речушках Армении, сдержанная красота Псковщины, нежные, ситцевые луга Новгородчины – все это я помню и только жалею, что не научилась тогда передавать эту красоту в черно-белом формате. Увидев у коллеги прекрасное черно-белое фото камчатского пейзажа с многоплановой, уводящей взгляд в неоглядную даль перспективой: ахнула - как это сделано? Но вразумительного ответа не получила.
ХОЧУ ЦВЕТА!Очень хотелось цвета! Фотографировать на цветную пленку было очень дорого, кроме того, сам процесс был такой сложный, что, однажды попробовав осуществить его в домашних условиях, я вынуждена была от него отказаться. Продолжаю много фотографировать в черно-белом формате: детсадовская и школьная жизнь детей, семейные праздники, отпуска.
Между тем продолжаются экспедиции, новые просторы нашей прекрасной Родины открывают свои самые заветные уголки. Хочется запомнить, увезти с собой, поделиться.
Слайды – это, все-таки, не то. Просмотр только через проектор, печатать фотографии с них – дорого, а так хочется подержать в руках настоящую цветную фотографию, рассматривая ее не спеша.
ЗЕНИТ – ЧЕМПИОН!Приходит пора цветных пленок, и у меня появляется так называемая «мыльница». Вот уж, что называется, я отрываюсь! На полке стоят многочисленные альбомы, свидетельствующие об этом периоде: кабачки и цветы-ноготки на огороде, любимая собака Жучка в березовой аллее за нашим домом во все сезоны, дни рождения и поездки за город, командировки по стране и за рубеж! Из одного только эдинбургского ботанического сада - две пленки цветных фотографий растений! А фотографии Нью-Йорка со смотровой площадки одного из «зданий-близнецов»!
И все-таки вся эта красота не шла ни в какое сравнение с тем, что получалось, когда я начала снимать на «Зенит»! После научной командировки в Швецию все, кто там был, принесли в лабораторию альбомы с фотографиями, сделанными в поездке. Взяв в руки мой альбом, сотрудница, не ездившая с нами и не знавшая, на что я снимала, воскликнула: «Сразу видно, что это снято «Зенитом»!
В ПОИСКАХ СВОЕГО ЖАНРАСнимаю много, но бессистемно. Приоритетное направление – фото-летопись семьи в жанре репортажной съемки, иногда портретной. Но все на бегу, впопыхах, потому, что некогда, много дел, которые надо успеть сделать. Желание остановиться, погрузиться, разобраться – откладывается «на потом», когда будет больше свободного времени.
Дети растут, и хочется запечатлеть их меняющиеся, взрослеющие лица и я пытаюсь делать портреты. Красоты природы сменяют друг друга, и я делаю пейзажные фотографии. Пожалуй, это два жанра, на которых я бы хотела сосредоточиться. Но опять же – потом! А когда наступит это «потом»?
НОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕПришла пора цифровой фотографии. Нанятый фотограф делает цифровые фотографии гербарных образцов из коллекции института для создаваемой нами базы данных. Изумляемся, глядя на получившиеся изображения, даже не столько резкости (волоски опушения листа так четко видны!), сколько возможностям работы с фотографией: увеличения, кадрировки, подчистки фона, «сшивания» кусков фотографий! Завидую тем, у кого есть цифровик!
Но, через некоторое время, удача улыбается: мы выигрываем хороший грант и покупаем «Nikon»! Это же просто невероятный, волшебный фотоаппарат! Вместе с ним приходит новое увлечение – макросъемка! Объекты моих исследований – сорные растения –необычайно хороши! Лаковость чашечки лютика, графика гофрированных лепестков ромашки, нежность бархатного колечка вокруг тычинок незабудки – это поражает и завораживает! Не могу пройти мимо, фотографирую и фотографирую!
ВКУС ДАЛЬНЕЙ ДОРОГИВ это же время выигрываем экспедиционный грант, чем обеспечиваем себе три сезона увлекательных путешествий по Северо-Западу. И снова съемка пейзажа, но с новыми возможностями. По-настоящему влюбляюсь в этот жанр, снимаю много и с увлечением. А потом - поездки на Урал и в Адыгею, в Мурманск и на Таманский полуостров – отовсюду везу самые драгоценные для меня приобретения – фотографии! Стала выставлять фото в Интернете, в социальной сети «Привет!», в группе «Фото «Смена-8». Со временем фотографии стали попадать в рубрику «Фото недели»
Это вдохновляет, и я решаюсь на организацию своей фотовыставки в местном доме культуры!Мои родные и близкие пришли порадоваться за меня!
А В ЧЕМ МОЯ ЗАСЛУГА?После этого организую еще две выставки в НИИ, где я работаю. Друзья и знакомые – хвалят, даже восхищаются, и я чувствую себя Фросей Бурлаковой из фильма «Приходите завтра!».
Но смущает то, что моей-то заслуги в этом нет: природа создала прекрасные пейзажи, фотоаппарат снял это – на автомате! А я-то где во всем этом?
На автобусной остановке вижу объявление о наборе на курсы цифровой фотографии. Стоимость реальная. Пошла. Получила знания. Но, учеба в режиме четкого графика курсов не оправдала себя: из-за работы пришлось пропустить некоторые занятия, которые преподаватель честно прошел со мной позже, за чашкой чая в кафе. Но, опять же, из-за загруженности на работе, не всегда удавалось вовремя и с погружением в тему сделать домашнее задание, вникнуть и, главное, закрепить. Поэтому когда курсы закончились, то вопросы остались.
Но главное и полезное, что я вынесла из этих курсов - что фотограф я средненький.
ВЕЗЕТ ТОМУ, КТО К ЭТОМУ ГОТОВ!Понимала, что мне нужно еще многому учиться. Есть друзья, которые хорошо фотографируют, но никто не хочет посвящать свое время твоему обучению. Опять же – зачем передавать свои секреты мастерства?
О Нью-Йоркском институте профессиональной фотографии знала давно - знакомый хвастался, что его дочь, проживающая с матерью в США, его закончила. О том, что можно поступить в этот институт дистанционно и пройти обучение на русском языке – узнала недавно. Буквально этой осенью. Как раз была акция и я, не раздумывая, зарегистрировалась и поступила. Скажете, повезло? А вот и нет! Я долго, медленно, но неуклонно шла к этому. Один мой знакомый говорит – везет тому, кто к этому готов!
НУ, И ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО?После регистрации на сайте для меня открылся личный кабинет. Мне было предложено сформулировать цели своего обучения. Растерялась – а и правда, зачем мне это нужно? Смущала некая мелкость, «местечковость» моих целей. Наверное, думала я, люди поступают в этот институт для того, чтобы работать в сфере фотографии. А я ведь не собираюсь уходить из науки, да уж и возраст пенсионный. Тогда – зачем? Но я ведь хочу делать такие фотографии родных и близких, чтобы это была не просто красивая картинка, но чтобы при взгляде на нее был виден характер человека, его настроение. Чтобы это был настоящий портрет, чтобы было в нем что-то от живописи. А разве в пейзаже не важно передать настроение? Почему кадры, снятые вроде бы, в одинаковых условиях – такие разные? Нет, нет, - учиться нужно! И передать эти знания внуку и внучке – чем не цель? А, может быть и не только им. Почему бы не предложить впоследствии свои навыки и умение в качестве преподавателя фото-кружка в местном доме культуры или школе? Я считаю, что это достойная цель, чтобы для ее достижения пройти обучение, на которое я поступила. А объединить единомышленников, арендовать минивэн и поехать в фото-поездку – чем не цель? Во-первых, это гораздо дешевле, чем ехать одной, во-вторых, когда у всех одна цель – меньше разногласий . А организовать впоследствии совместные фотовыставки, да не только в местном доме культуры – это ли не цель? Так что – прочь сомнения – учусь!
НЕ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?Потом только спохватилась – что я делаю? Работаю заведующей лабораторией, пишу докторскую диссертацию, одна аспирантка подходит к предзащите, близится годовой отчет, потом отчет по гранту, потом отчет второй аспирантки. Дома внучка первоклассница, с ней и поиграть, и погулять, и рукоделием заняться. Вычитать верстку книжки своих повестей и рассказов. А еще выступления со своими стихами в двух творческих клубах… Не много ли? Потяну ли?
ГДЕ ВЗЯТЬ РЕСУРСЫ ВРЕМЕНИ И СИЛ?На память пришла одна интересная информация из жизни птиц. Орнитологи заметили, что у горихвосток, выкармливающих птенцов усилиями обоих родителей, всегда выживают все вылупившиеся птенцы, даже в случае гибели одного из родителей. Казалось бы – корма один родитель должен приносить меньше, чем оба, значит, кто-то из птенцов должен быть недокормлен? Нет! Все вырастают и вылетают из гнезда! Так в чем же дело? А дело в изменении поведения. В обычных условиях каждая транзакция состоит из двух фаз: фазы подготовки к действию и фазы действия. Например, сначала птичка принимает позу подготовки к тому, чтобы сунуть червяка в широко открытый голодный рот, а потом сует червяка. Потом принимает позу подготовки к вылету из гнезда, и только после этого – вылетает. Так вот, у тех, кому пришлось в одиночку выкармливать птенцов – начисто отсутствуют фазы подготовки к действию!
ВПЕРЕД!Значит, нужно так и делать: не примериваться, не сомневаться, не рассусоливать, а – делать! Чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Нужно учиться быстро принимать решение, а, приняв его – делать! Между решением и делом – один шаг, а лучше – пол-шага!
Это уже не из жизни горихвосток, это из моего опыта!
Понимаю, что путь труден, но все равно - ВПЕРЕД!
ВСПОМНИТЬ ВСЕ!А тут и первая посылка с учебными материалами пришла – «Отправление первого класса»! С трепетом открываю конверт, достаю диски и учебники. На каждый урок своя книжка - глянцевая, с красивыми фотографиями, с доступным, подробным текстом. Такая не растреплется от частого к ней обращения, что лично для меня оказалось очень актуально. Казалось бы, такие понятия, как выдержка, фокус и диафрагма – это же азы фотографического дела! Но многолетняя практика фотографирования в автоматическом режиме, на бегу, в нехватке времени (как будто раньше, в эпоху ручной экспозиции времени было больше!) дала свои отрицательные результаты. Я все забыла! Пришлось вспоминать, читать и перечитывать учебник, выставлять выдержку, наводить на фокус. Учиться по предложенным учебникам легко и интересно. Тем более, что сопровождаются они аудиодисками. Слушаешь преподавателя и одновременно просматриваешь рисунки, таблицы и фотографии. Все очень понятно и доходчиво. Главное – и время нашлось, причем без ущерба для остальных дел! После усвоения (именно усвоения, а не прохождения!) материала первых четырех уроков сдаю первый тест – на отлично! Кстати, если бы сдала хуже, то есть возможность пересдать. То есть, возможности для совершенствования не ограничены ни временем, ни карательными мерами (например – отчислением за неуспеваемость!). Это здорово!
ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИОднако первая радость схлынула, когда попыталась присутствовать на он-лайн конференции. Несмотря на помощь куратора он-лайн (вот именно, ему в любой момент можно задать вопрос и он тут же ответит!), так и не смогла подключиться. Через пару дней получила запись этой конференции, но просмотреть её опять не удалось: через несколько минут демонстрации записи видео останавливается, система начинает подкачивать информацию, потом опять две минуты просмотра, опять подкачка. Пригласила специалиста. Ну, конечно, компьютер старый, оперативная память мала, возможности у машины слабые. Надо менять, по крайней мере, системный блок. Сначала огорчилась, а потом успокоилась. Надо – значит надо! Будем менять? Будем! А раз так, то и деньги нашлись: прошла проплата по договору. Осталось выбрать компьютер. Конечно, жаль, что при этом не смогу воспользоваться предложением оплатить весь курс сразу, да при этом и подарки получить (среди них такая замечательная сумка фотографа!), но раз денег на все не хватает, делаю выбор в пользу нового компьютера. Потому, что помню притчу о том, что человеку важнее подарить не рыбу, а удочку – тогда рыбу он всегда поймает сам. А пока прихожу в институт к 8 часам и до начала работы просматриваю записи конференций и семинаров.
НЕ БОЙТЕСЬ, ОНИ С НАМИ!При подготовке первого проекта – еще одна трудность. Нужно снять движущийся объект.
Решила снять играющего котенка, но, как оказалось, это непросто! Сделала очень много кадров, пока один сочла более-менее подходящим. Почему не получается, что делаю не так? Снова читаю, снова переснимаю. А потом понимаю, что не надо бояться послать то, что получилось, надо просто отправить на рецензию и спросить – как это сделать лучше? Потому, что, как сказано во вступительном слове в начале учебника – самый глупый вопрос это тот, который Вы не задали! Просто надо понять и привыкнуть к тому, что ты не один, что всегда рядом с тобой твой наставник. Потому, что здесь относятся к ученикам доброжелательно.
Сегодня пришла вторая посылка. Открываю пакет и с любопытством рассматриваю содержимое: мое студенческое удостоверение, визитки, диски, новые учебники. Интересно: Урок 5 "Сохранение изображения", урок 6 "Экспозиция". Открываю наугад и читаю "Что такое 18-процентный серый цвет". А, действительно, что это такое? Я не знаю. Урок 7 "Использование черно-белой пленки" - ну, это вроде бы понятно, пол-жизни снимала на эту пленку. Но, вот читаю - "Хранение негатива в цифровом формате" - и понимаю, что знаю не все!. А вот и урок 8 - "Преобразование изображений в цифровой формат". Как интересно! А вот тема урока 9 - "Фильтры"- мне совсем незнакома, никогда фильтрами не пользовалась. А это что такое? Урок 10 - "Учимся смотреть на мир глазами фотографа"? Так это же уже было в первом уроке! А вот и нет! Это, оказывается, возвращение к теме на новом уровне. Урок посвящен приемам построения композиции. Вроде бы и это умею... Бегло просматриваю учебник. Нет. знаю не все! Как здорово! Я всему этому научусь! Тем более, что у меня теперь есть Canon!Ну, что же, с понедельника продолжу обучение!
ЧТО ДАЛО МНЕ ПОСТУПЛЕНИЕ В ИНСТИТУТ?Поддержку профессионалов, которой не было у меня практически на всем протяжении самостоятельного изучения фотографии.
Понимание того, что здесь всегда помогут и ни один вопрос не останется без ответа.
Спокойствие, что не нужно придерживаться строгого графика занятий, а идти своим шагом, вникая, повторяя и запоминая, приобретая навык!
Уверенность в том, что, наконец-то, овладею мастерством создания хорошего черно-белого фото, выразительного портрета, живописной пейзажной фотографии.
Принятие решения позаботиться о своем здоровье, чтобы быстрее ходить, везде успевать и снимать все, что хочется, а не только то, куда ноги донесли. Сказано – сделано: за 3 месяца минус 11 кг, значительное снижение нагрузки на суставы, следовательно – более легкая и быстрая походка, к тому же – пропало высокое давление! Вот что значит – мотивация!
Осознание огромной благодарности матери, человеку трудной судьбы, сложного характера и властной натуры, которая направила меня на этот путь и сделала мою жизнь тем самым очень интересной.
Очень важно и то, что, благодаря обучению в этом институте, любимое дело, которым занималась всю жизнь, обретает завершенность, приобретает полноту, и начинает доставлять удовлетворение, которое приносит Мастеру отлично сделанное дело.
Да, я хочу стать Мастером, я могу стать Мастером и я буду Мастером!
Возраст… А что возраст? Возраст – это состояние души.
Наталья Лунева, студентка NYIP