Павел Буканов писал(а):
1. Первичны принципы человеческого восприятия.
2. Из них выведено то, что мы называем правилами.
3. Художник использует эти правила для построения композиции. Фотохудожник ограничен в выборе естественными условиями, но пытается применить знание правил к местности при построении композиции.
На мой взгляд, вы заблуждаетесь. Если посмотреть на то, как развивалось изобразительное искусство в истории человечества и в разных культурах, вы поймёте, что "принципы человеческого восприятия" отнюдь не первичны. И что "правила" постоянно видоизменяются. Что-то диктуется уровнем технологии, что-то определяется идеями, утилитарной функцией искусства и так далее. Физиология и психофизика зрения у человека сейчас и тысячу лет назад принципиально одинаковы, но насколько сильно различается визуальное искусство сейчас и тогда! (и это если не брать различия в разных культурах).
Павел Буканов писал(а):Если вы это имеете ввиду, то да. Но, в этом случае не понятно, что имеете ввиду вы, говоря, что композиция первична. Что же такое композиция, по вашему?
Композиция - это совокупность элементов в изображении - линий, пятен, тональных плотностей, а также изображений объектов, которые состоят из этих элементов.
Павел Буканов писал(а):Что нужно, чтобы выстроить композицию кадра?
Если совсем просто - то ограничить рамкой часть видимого пространства и зафиксировать это, нажав на спуск.
Павел Буканов писал(а):Знание композиционных правил. На мой взгляд, это очевидно.
На мой нет. Во-первых, потому, что с полным знанием композиционных правил можно снять совершенно никакое изображение, равно как и не обладая никакими знаниями о композиции, даже слова такого не зная, можно делать прекрасные в композиционном плане снимки. Простой пример - у меня есть много знакомых художников, некоторые даже преподают рисунок и живопись в специальных учебных заведениях. Это не помогает им снимать совершенно дилетантские именно в композиционном плане фото. И есть знакомая шестилетняя девочка, которая делает интересные снимки на телефон, а её отец, профессиональный фотограф, иногда выдаёт их за свои, правда, потом признаётся, что дочкины. Камера, снимающая без участия человека, также может сделать композиционно интересный снимок. Сделать сможет, а вот понять, чем этот хорош, а соседний плох - никакая камера не сможет, только человек.
Павел Буканов писал(а):И чем больше этих правил и приемов усвоено, тем проще построить композицию в кадре за минимальное время, что актуально в репортажной съемке и подобных.
Грубо говоря - это кальки. Да, для наработки калек можно изучить какие-то правила. Иногда это даже необходимо, исходя из технологии - например, понимая, что обложка вертикальная и что туда поместят ещё текст, или что у бильдредактора журнала, газеты или сайта есть определённые требования, предъявляемые спецификой издания и форматом вёрстки статьи.
Павел Буканов писал(а):На одном из семинаров упоминалось значение слова "композиция". Так что же такое композиция по вашему и почему вы считаете ее первичней композиционных правил?
Выше я ответила, что считаю композицией. Композиция вторична по отношению к изображению, потому, что невозможно придумать какое-то композиционное решение в фото раньше, чем оно будет воплощено в конкретном изображении хотя бы единожды. Появление изображения диктуется задачей, которую ставит или заказчик или сам фотограф. По мере совершенствования технологий мы получаем всё более изощрённый инструмент и можем ставить всё более сложные задачи. Кроме съёмки есть ещё и фактор отбора, часть "композиционных" решений принимается на этом этапе, исходя из задачи. Во время обработки мы также вмешиваемся в композицию и меняем её, во всяком случае имеем такую возможность, диктуемую задачей.
Новатор может решать свою задачу теми средствами, которыми никто до него не решал. Например - появились компактные камеры и более светочувствительные материалы, оптика с лучшим просветлением, одновременно в обществе появился заказ на некую новую эстетику подачи новостного и социального контента - фотографы стали искать новые способы передачи идей через изображение. Появились другие ракурсы, которых не было ещё несколько лет назад. Сравните композиционные решения фотографов 20-х годов прошлого века и самого его начала. Посмотрите, как повлияла фотография на живопись, и вы поймёте, что сперва тем или иным способом появляется изображение с неким композиционным решением, а потом уже "правило", которое этот приём описывает.
Это если коротко. Тема на самом деле огромная и очень важная.