Этот блог для студентов Курса. Учиться фотографировать наверное не только освоение технической стороны процесса, важно научиться и понимать фотографию - композиционный замысел, смысл изображений.
Я хотел бы научиться понимать фотографию. Чтобы иметь возможность обсуждать работы своих друзей, студентов и сложившихся фотографов не на уровне "нравится - не нравится". а уметь вырабатывать аргументацию. Я бы хотел, чтобы в будущем на Курсе NYIP появился выпускной раздел по рецензированию.
В этом желании я обратился к Пашису А.В дать мне возможность провести рецензирование фотографии на его выбор. Андрей Валерьевич этой темой заинтересовался и прислал мне две ссылки. В этом я ему очень признателен.
Одна из них была работа Л. Синицыной " Лестница на второй этаж".
Рецензию на эту работу сейчас предлагаю вашему вниманию.
Прошу обсудить эту рецензию, а также высказать мнение о введения такого раздела в программу обучения.
http://fotokto.ru/id4029#photo2406064Работа называется : ЛЕСТНИЦА НА ВТОРОЙ ЭТАЖ.
Лестница здесь очень мощный, доминирующий линейно- графический элемент.
Исходит она из левого нижнего угла – из условно начальной точки восприятия снимка и точно «тащит» взгляд на второй этаж. По этому поводу с автором не поспоришь.
Но, точно ли, что фотография говорит нам о лестнице? Мне кажется, это не совсем так и не будем брать пока во внимание это название. А попробуем определиться, про что же эта фотография?
Поэтому сейчас начинаем с азов:
1. Что здесь является главным сюжетно-композиционным центром? КТО или ЧТО здесь главный объект?
Сразу же понятно, что здесь ни лестница, ни второй этаж на роль главного объекта не подходят. Эти объекты всего лишь части общей картины.
Тогда может быть главный объект – молодая женщина с бокалом в руке на переднем плане?
Фигура большая, образ интересный и она сразу притягивает взгляд. Она находится на каком то торжественном мероприятии – наверно это было открытие выставки картин и фотографий. В руке атрибут мероприятия – бокал . ЕЕ эмоции положительны. Ей комфортно. О ней много информации.
Но она не выделена как главный объект ни тональностью, ни фокусом. И размещение ее для главного объекта снимка странно.
Абстрагируясь от этих активных объектов и видим, что в этой работе показаны:
- интерьер, где проходило торжественное мероприятие.
- и атмосфера этого события - собственно как это мероприятие проходило .
Скорее всего, снимок этот - из репортажа с места события – открытия выставки. Но данный репортаж снят особенно – определенно с большим творческим подходом автора. Может быть это мероприятие было значимого для автора и она хочет показать это интересно, атмосферно, многопланово.
2. Теперь посмотрим, как это показано, как воспринимается этот кадр.
Снято довольно на широком угле – видно и второй и первый этаж галереи.
Наше восприятие здесь может спокойно воспринимать всю обстановку, начиная двигаться от таких активных объектов как девушка с бокалом и далее по лестнице, рассматривая людей и обстановку.
Много людей запечатлено в кадре.
Одна из них – вышеуказанная героиня с бокалом. Теперь ее роль однозначно понятна – она создает атмосферу , задает всему событию тон. Через нее мы сразу попадаем на мероприятие и соответственно настраиваемся. Потом , по лестнице (вместе с кем-то) поднимаемся на второй этаж. Там на стенах фотографии, Люди в обсуждении. Также с бокалами. ТРИ девушки с ТРЕМЯ бокалами у большой фотографии с четко видимыми тремя фигурами. Между ними играет линейная связь ТРЕХ перекрытий потолка. Получился такой ассоциативный ряд, помогающий приятному восприятию.
Это малый композиционный центр – локальный. Здесь взгляд задерживается, прорабатывает сценку некоторое время. Становится понятны отношения внутри ее. В такой насыщенной фотографии это очень удачный элемент. И чем больше таких мини историй в таком творческом репортажном кадре, тем больше мы получаем информации, больше проникаемся доверием ко всей картине и тем, собственно, интереснее. Здесь есть пунктум!
Тумба с бокалами ассоциируется со светлой колонной стенда на первом этаже – как будто они продолжение друг-друга. Эти элементы связывают оба этажа.
Итак , взгляд на первом этаже: Здесь также находим несколько микросцен, у которых разные люди и у них свои назначения. Расположение людей в общем связано с расположением картин-фотографий на стенах и в отражениях. В центре, на самом освещенном месте находится парень в рубашке и также с бокалом. Он такой же участник мероприятия. Он красив, строен. К нему притягивается взгляд. На нем стильный акцент.
Но! Он не интересуется экспозицией- взгляд его повернут вовне. Он пассивен. Активное место и пассивное поведение героя. В этом есть диссонанс картинки. Зачем он выделен тут . Имеет ли он какое- то значение?
Для шедевра наверное он тут должен бы быть не с проста. Должа была бы быть логика.
Немного еще о большой фигуре – девушке с бокалом. ЕЕ описание помогает понять почему она здесь, какова ее роль в фотографии. А роль ее многопланова и очень важна для такой фотографии.
Девушка осматривает первый этаж с лестницы. Она находятся рядом с фотографом. Создается впечатление, что фактически как бы от ее лица идет рассказ о выставке. (это первая роль).
Второе – она элемент, задающий тон всему повествованию. Бокал в руке. Образ стильной женщины – под стать такому эстетическому мероприятию.
Третье – величина и расположение фигуры – это связующее звено между разными плоскостями. Смысл Лестницы: с начала куда то уводит, а только потом соединяет. А вот эта фигура в первую очередь совмещает пространства.
Четвертое – то как она подана – без фокуса, в средних тонах, без доминирования, так же о многом говорит. Она определяет атмосферу, где действую главные объекты, сюжетные центры. Своим контрастом она выталкивает их вперед к нашему восприятию, сама оставаясь совмещать пространства.
Кадр насыщен содержанием. В каждой его сцене можно найти свою трактовку, если они будут вызывать интерес по отдельности. А в совокупности они дают реальную картинку присутствия и особенности проходящего мероприятия. То, что и нужно для репортажа.
В целом снято творчески, интересно и многопланово.
Точка съемки выбрана замечательно. Дает представление и о картинах- фотографиях, и масштабе мероприятия, и о публике собравшейся здесь, и об атмосфере мероприятия. Тон всему задан классно.
Раздел между низом и верхом проходит практически ровно посередине – подчеркивая равнозначность происходящего в разных плоскостях. Раздел плоскостей образует своеобразный крест – четкий, светлый. Ощущение как будто автор это видит и ставит в центр внимания. Как бы показывая святость мероприятия. Хорошо бы если так.
Резолюция:
Плюсы:
- подсознательно или осознано автор так снял сцену на верхнем этаже с тремя ассоциациями, что это получилось с очевидностью и хорошо способствует притягиванию внимание – дает такой микро цикл.
- освещение в залах конечно же не постановочное, то есть пришлось снимать так как есть. То, что нижняя часть кадра более светлая, чем верхняя, -это имеет свойство не устойчивости. Но Автору удалость как мне кажется сбалансировать снимок – опять же в основном за счет фигуры девушки в средних тонах и ее величины.
- в кадре линии имеют закольцованный вид ( линии стеклянного ограждения –парапета – потом вдоль лестницы наверх, далее линия перекрытия и вниз по боковой стороне стенда опять к линии парапета. Взгляд спокойно может двигаться внутри и спокойно рассматривать все происходящее.
- отражения имеют место и дают дополнительную информацию , расширяя пространство. Автор удалось использовать такой элемент.
- кадр снят в момент, когда за лицом девушки проходит темное пятно поднимающегося человека. В целом это не совсем хорошо, если это не играет определенную роль. Но здесь на этом фоне лицо девушки ( при всем расфокусе) контрастно просматривается и точнее различается ее эмоция. А эмоция на этом лице как было указано выше (придает эмоциональный тон мероприятию) имеет значение. Так что получилось к месту. Думаю такие вещи, такой Автор мог сделать сознательно.
Минусы: ( они есть).
- Большое значение ISO. Много шумов. Пришлось переводить в ЧБ. Но от такого шума можно избавляться. Значения для стиля оно не имеет в данном случае. Можно пользоваться такими программами как Nik Collection. Очень спокойно можно справляется с таким шумом.
- значение парня с бокалом на самом центральном месте под вопросом? Можно было бы дождаться пока он уйдет или произойдет какая то трансформация . Но это место пустым оставлять нельзя . Слишком оно активно и по тону и по положению. Как предположение: отлично было бы там построить какой то диалог двух –трех парней . Обсуждение – настроение. В противовес верхнему разговору девушек.
- фигура женщины, поднимающейся по лестнице. Она крупная и достаточно заметная, есть детали. Восприятие на ней немного тормозит при переходе на верх. Но и все, что в ней отрицательного. Положительно, что это такой же элемент вернисажа, она также указывает направление движения восприятия. Значит, ее можно сделать менее тяжелой, осветлив по возможности, снижая детализацию. Сделать из нее блондинку в противовес основной фигуре.
Отдельно:
- Название. Много мнений есть о том, нужно ли название или нет?
А если спор не решен, так стоит ли в данном случае придавать этому большое значение. В крайнем случае, кто-то может принять его за рабочее название.
В завершение хотел бы сделать небольшой вывод относительно используемого Людмилой приема - фигурой на переднем плане.
Такая «второстепенная» фигура ( не в фокусе, в приглушенных тонах, расположенная у края кадра) может играть в композиции очень значительную роль, задающую для восприятия атмосферу кадра, его эмоцию, направление восприятия, его «музыку». Особенно это просматривается в кадрах с многоплановым СКЦ.
Примеры использования такого приема можно увидеть в фотографиях других авторов – например Галины Юдиной ( снимки отмеченные и выдвигавшиеся в ТОП).
http://fotokto.ru/id41628#photo1695619http://fotokto.ru/id41628#photo678798фото в облаке – ссылка : https://cloud.mail.ru/public/0a6a0bb53f3f/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%AE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg