Шапков Александр » 08 дек 2013, 21:43
После семинара Андрея Пашиса 20.09 по теме пейзаж, я написал письмо Дмитрию Борисову через инструктора в личном кабинете, считая, что темы, затронутые в нем, касаются в первую очередь руководства «Дистанционное обучение». Зная, что Дмитрий очень внимательно следит за всем, происходящим на этой ветке, считаю возможным опубликовать это письмо без купюр только с его согласия. На тот момент я был студентом еще только приступившим к обучению. На сегоняшний день у меня за спиной 4 раздела и я имею неплохое представление о требованиях, предъявляемых к работам как оригинальными (похоже, переводы аутентичны) учебными пособиями NYIP, так и инструктором. Мое решение посмотреть семинар по работам уже выполненным мною, было продиктовано стремлением получить максимум от этого обучения.
Скажу сразу, что условно, этот семинар полезен тем, у кого инструктор А. Пашис. Что бы мы ни писали и ни говорили, умалить роль личности (инструктора) в вопросе принятия или не принятия работы невозможно. Следующая категория студентов, кому этот семинар может быть полезен, но частично – это студенты, уже имеющие опыт не только съемки, но и восприятия фоторабот. Они без труда отделят мух от котлет. Но есть категория студентов (а таких, я думаю, большинство), которые не имеют никакой ни практической, ни теоретической подготовки. Для них этот семинар не только бесполезен, а в чем-то даже и вреден, потому что посеял в головах смуту – а что же делать, в книжках одно, а здесь другое. Не хочу спорить с утверждением, что А. Пашис «наиболее значительная фигура в фотографическом сообществе» и проч. Я вполне допускаю ситуацию, и более того, считаю ее более естественной, когда тренер (педагог) не является олимпийским чемпионом (победителем международных конкурсов). Но что требуется, ИМХО, от такого рода семинаров – четкое разъяснение на четких примерах тех требований, которые изложены в учебных материалах. У А. Пашиса, конечно же, особый взгляд. В этом не трудно убедиться, обратив внимание, например, на часть семинара, посвященного групповому портрету. И таких примеров не счесть. Конечно же, Пашис имеет право на особое видение, но в данном случае, студент должен получить фундаментальные знания, овладеть фундаментальными навыками, это как сольфеджио, без него невозможно двигаться дальше. Даже скажу более, мы платим деньги за фундаментальный курс, так он, кажется, называется. А то, что, остается в сухом остатке от семинара Пашиса, таковым, на мой взгляд, никак не является.
Студентам, которые находятся на распутье, я бы посоветовал, до семинара, просмотреть как можно больше работ инструкторов, проводящих семинары. Это поможет понять не только их логику восприятия, но и каноны фотоискусства, которых они придерживаются, а если не придерживаются, то постараться понять, какие каноны и почему они принесли в жертву. Но из правил бывают и исключения. Я лично, просмотрев большое количество работ А. Пашиса (с его работами я знаком по ФОТО.РУ не первый год), должен признаться, что три основополагающих принципа хорошей фотографии, сформулированные NYIP, и четвертый, прекрасно сформулированный А. Унициным на семинаре, ну никак не просматриваются в большинстве опубликованных им работ. При этом я исхожу из того, что он публикует свои лучшие фотографии. В ходе семинара А Пашис бесконечно повторяет (и в этом я с ним абсолютно согласен), что нет ничего ценнее в искусстве фотографии удачно пойманного момента, постановочное фото или фото которое можно многократно повторить (пейзаж без активного действия, натюрморт и проч.) – это изначально второсортная продукция. Давайте посмотрим несколько примеров: http://club.foto.ru/gallery/photos/1556844, http://club.foto.ru/gallery/photos/2164015/?&author_id=15448&sort=date&next_photo_id=2168565&prev_photo_id=2109952, http://club.foto.ru/gallery/photos/1975923/?&author_id=15448&sort=date&day=8&month=12&year=2013&prev_photo_id=1975363#listStart, Все фото – 100% постановочные и без проблем возможно повторение хоть 100 раз (пока модель заноз не нахватает или не загнется), а главное, о чем они, что хотел сказать маэстро. У А. Пашиса, Э. Крафта есть замечательные приемы, позволяющий оценить качество снимка. Это трансформировать или закрыть снимок или какие-либо его части и посмотреть на результат. Применительно к работам А. Пашиса я бы предложил мысленно голых одеть. Таких авторов и работ в сети превеликое множество, возможно, только техническое исполнение похуже. Невольно возникает вопрос, а как сам Пашис оценивает эти свои работы (я не имею в виду кол-во посещений его страниц, которое определяется в данном случае не головой, а гормонами) и как это согласуется с принципами, положенными в основу обучения курса NYIP. Манифестом этого направления, не имеющего ничего общего с искусством, я бы конечно признал работу Пашиса, имеющую очень точное название: http://club.foto.ru/gallery/photos/1945980/?&author_id=15448&sort=date&day=8&month=12&year=2013&next_photo_id=1946555#listStart
Возвращаясь к семинару, не могу пройти мимо размещения прекрасной работы В. Сковородникова «Тройка» в категории неудачных работ по теме движения. Немало удивляясь, но оставляя в стороне этическую сторону, хочу сказать, что отсутствие эффекта движения (диагональная композиция, смазанность некоторых элементов и прочее) является, на мой взгляд, огромным преимуществом этой работы и вот почему: Тройка – негласный символ России, разворот тройки в ширину кадра (зрительно проявляется аналогия с русской широко раскрытой гармонью, также символом России) позволяет показать всю ширь и красоту, но вся эта лубочная картинка из прошлого застыла в своем движении. Разве не это сейчас происходит с Россией?
В заключении, выскажу предположение, что такая тема семинара очень удалась бы Эдуарду Крафту. Понимаю, что его масштаб несколько иной, но с его взвешенностью и компетенцией, семинары с такой тематикой стали бы хрестоматийными.
P.S.
Прочитав свой длиннющий комментарий, в голову пришла мысль, а может быть, А. Пашис просто занимается троллингом, и тогда все встает на свои места.