Что касается теней, то тут два варианта. Глаз их (по Арнхейму) может воспринимать по-разному. Или глаз воспринимает тени как отдельный гештальт (пример - фотография АКБ на предыдущей же странице) - в этом случае мы уже не можем говорить, что объект съемки один - тень это тоже самостоятельный элемент. Или же второй вариант - когда глаз не воспринимает тени в разрыве от объекта и тени лишь служат для подчеркивания объема (пример - тени на фотографии Андрея с купающимися детьми) . Во втором случае, если объект у нас лишь один, то шедевру откуда взяться? Вот призадумайтесь, даже если брать классические портреты признанных мастеров (уж казалось бы где как ни тут объект у нас один, а остального просто нет), то все равно внутри рамки мы увидим ты же самую игру друг с другом отдельных элементов, таких, как световые и цветовые пятна, линии и пр. Даже такой портрет будет скорее являться, по сути, сложной композицией из большого количества элементов, нежели банально "выдели объект, привлеки внимание и убери лишнее".
Именно поэтому мне кажется более правильным не избавляться от каши, а пытаться ее упорядочивать. В том-то и дело, что избавиться от нее очень просто. Диафрагма 1.4 и каши как не бывало. На выходе - неплохие снимки, но не хорошие.