Сергей, если бы Морис Мерло-Понти был фотограф, я может быть, ему бы поверил в большей степени. Но мне представляется, что фотография всё же меньшая иллюзия (что ты вкладываешь в это слово?), чем живопись, музыка или поэзия, например. Поскольку фотография воздействует на зрителя посредством, как минимум, пяти функций:
1. Фотография информирует, несёт этнологические знания об объекте.
2. Фотография живописует:) Причём фотография более тяготеет к остановленному театральному действию, чем к живописи.
3. Фотография застигает врасплох, вызывая таким образом у зрителя скрытые в бессознательном чувства посредством провоцирующего фотографического шока или сюрприза.
К этому относится:
а) редкость фотографического объекта;
б) остановка движения, жеста в решающей фазе;
в) смелый трюк при съёмке;
г) технические ухищрения (мультиэкспозиция, оптические искажения, намеренное использование фотографических дефектов);
д) случайная находка;
е) различные эффекты, целью которых является достижение изумления в результате «неузнавания» привычной действительности.
4. Кроме того, фотография означивает, разъясняет смысл отснятого события.
5. Фотография вызывает ностальгию. Фотография, несущая в себе след остановленного времени, вызывает фантазматическое желание вернуться в прошлое или позволяет ясновидеть будущее.