efremov2014 » 27 янв 2014, 14:43
Здравствуйте, Антон!
О, интернет-дискуссия! Как лихо Вы меня срезали, рассказав о своём послужном списке и поставив вопрос о том, насколько тонко я разбираюсь в вопросах фотожурналистики. Но я это воспринял как необходимость рассказать - до разбора Вашего репортажа - насколько. Я работал репортёром в таких изданиях, как «Литературная газета» (при Чаковском), журнал «Человек и закон» (при Сиренко), редактором - в журнале «Химия и жизнь» (редактором отдела, при Петрянове-Соколове), газете «Клаксон» (зам. главного редактора), журнале «Ника» (главным редактором). Менее именитые и массовые издания не называю, чтобы не загромождать. По диплому ВУза - редактор массовой литературы. Член союза журналистов с 1985 года (СССР, сейчас - России и Москвы), член российской Ассоциации искусствоведов с 2000 года. Хватит, наверное, для представления. Фотографировать профессионально не умею, за тем и пришёл сюда - учиться, но разбираться в вопросах фотожурналистики обязан. Тонко ли, толсто - но именно редактор принимает решение: опубликовать ли материал, или попросить автора переделать, или вообще отвергнуть.
Теперь о Вашем репортаже. Не хотел переходить на конкретику, честное слово, но коль Вы настаиваете:
Вы рассказывали о своём репортаже о школе с МЧС-ным уклоном в закрытом городке. Его начало - такие кадры: мальчик, застёгивающий штаны; две уходящие вдалеке фигуры (отец, ведущий в школу сына); мальчик, пьющий молоко, злобное лицо учительницы...
Но любой мальчик, собираясь в школу, застёгивает штаны - форменные ли, не форменные, специфика МЧС-ной школы не в том, какие именно штаны мальчик застёгивает. На них, кстати, не написано «МЧС». Начало репортажа - это «приманка» для читателя. Если он заинтересуется - будет читать дальше, нет - всё остальное уже не нужно, дальше смотреть читатель не будет. Вы выбрали начало - специфику формы. Сомнительно, но - допустим. Но застегивающиеся штаны - они специфики не имеют.
Если уж Вы очень хотели подчеркнуть важность формы для детей, то надо было продумать, как это сделать: может быть, показать мальчика одетым перед зеркалом, как он гордо выпрямляется, расправляет плечи, или надевает фуражку, или смотрит в зеркало на спину, где надпись «МЧС России», или дать в одном кадре подтянутых ребят перед входом в школу, или - подтянутого мальчика в форме и его друга из другой школы, расхлябанного... В общем, продумать, как показать значение такой серьёзной формы - а не то, что форменные штаны, оказывается, тоже надо застёгивать. Начало - не получилось. А в принципе для начала тут лучше подошло бы что-нибудь «острое», например, мальчики в костюмах пожарных, или даже что-то тушат - в общем, квинтэссенция специфики.
Следующий Ваш кадр: отец ведёт в школу сына. Композицию Вы выстроили так, что они уходят из кадра. Всё, конец пути - ушли. Почему конец, когда мальчик только идёт в свою замечательную школу? А главное - в чём тут специфика МЧС-ной школы, интересная зрителю? С том, что они идут, как и все другие школьники со своими отцами? Вот если бы они ехали на пожарной машине, или на красных велосипедах, - тогда бы это было интересно. А так - нет.
Дальше кадр - мальчик пьёт молоко. Ну пьёт и пьёт. В чём тут специфика? «Пожарный - он тоже человек?» Теоретически можно было бы дать интересный кадр о том, как дети пьют молоко: одни с удовольствием, другие превозмогая себя, но - положено, значит, пьют (в отличие от «штатской» школы). Но такого кадра Вы не сделали (да он и не для начала репортажа). А сделали - лицо мальчика крупным планом. Напишите внизу хоть - «мальчик из суворовского училища», или «мальчик из школы с физическим уклоном», или «мальчик из детдома», даже из дурдома - всё подойдёт, специфики тут нет.
Дальше кадр - гиперувеличенное злобное лицо учительницы. Такой надо по суду запрещать подходить к детям, ставить вопрос о профнепригодности. А Вы эту карикатуру даёте - зачем? И в чём тут специфика МЧС-ной школы? Показать, какие там учителя - звери?
Дальше я смотреть не стал, тут Вы правильно догадались. С меня хватило пустого начала и того, что в якобы «репортажной» съемке Вы, во-первых, напихали кадры, не отражающие специфику, а во-вторых, пользуетесь приёмами художественной фотографии. В репортаже надо показывать не себя, не своё умение пользоваться фотоаппаратом (например, размыть фон, или красиво исказить кадр), а то, что есть на самом деле - самое интересное, самое значимое. Найти это, сделать сотни снимков, отобрать из них именно то, что будет интересно читателю, - вот задача репортёра, а вовсе не - любоваться собой. Объём репортажа всегда ограничен возможностями СМИ и терпением читателя - обычно даже интересное не всё помещается, а уж давать лишнее, то, что ни о чём важном не рассказывает - значит, злоупотреблять терпением своего читателя. Репортаж - это не форма самовыражения, а именно рассказ для читателя о событии, очевидцем которого стал фотограф.
Я бы с удовольствием посмотрел Ваши снимки до конца, но не могу этого сделать из-за проблемы с плеером: он воспроизводит только с начала, нельзя установить на нужный момент, и если он в конце, приходится час-полтора сидеть и ждать, пока снова докрутится.
Так же я с удовольствием привёл бы примеры некоторых своих - ну не фоторепортажей, а, скорее, иллюстрированных фотографиями репортажей. Не в качестве высокого образца, конечно, а чисто как пример репортажной съёмки, цель которой - показать читателю какое-то событие. Качество фотосъемки - не для полиграфии, техника съёмки у меня хромает, потому и пришёл учиться, - но в уменьшенном размере, для интернета, - проходит. Думаю, что Вы бы получили удовольствие от их разбора, да и я тоже, было бы интересно послушать Ваше мнение, - но не уверен, что уместно в таком разговоре ставить ссылку на свои материалы. И в любом случае, хорошие ли у меня репортажи, или нет, но - если уж рассказывать об этом жанре, то продуманно.
Я вообще подумал: может быть, в издании, которое я выпускаю - «Новый Вернисаж» (уже 16 лет), был журнал, а сейчас это портал, посвящен искусству, культуре, - давать учебные репортажи студентов? События культуры происходят по всему миру, везде есть, о чём рассказать - а это всё же СМИ, пользующееся известностью и уважением в художественном мире (не в мире фотографии. Там есть раздел «Фотогалереи», но он сломан хакером и пока не починен. Но это в планах). А репортажи можно было бы давать - какие-то в основной новостной ленте, где пишется о самых интересных и важных событиях, какие-то в ленте «Народные новости». Впрочем, возможно, эта идея преждевременна.
С уважением,
Николай Ефремов