Сегодня повествование будет о не менее интересном советском объективе ГЕЛИОС 77М-4.
Эта модель, как утверждают знающие, является завершающей в линейке Гелиосов и считается наиболее удачной.
Особняком в этом ряду стоит лишь Гелиос-40, да и отнести его к стандартно привычным Гелиосам семейства 44-х можно лишь номинально… По сути – это совершенно другой, как внешне, так и конструктивно, объектив.
Мой экземпляр «77-го» пришел ко мне в абсолютно девственном состоянии, т.к. с момента своего рождения в далеком 1991 году пролежал нетронутым 22 года в коробке с таким же «непорочно чистым» Зенитом и был бережно запакован еще в советскую рисовую промасленную бумагу. Ветераны понимают о чем речь и наверняка еще помнят эту «фишку» советской упаковочной промышленности.
Интересен этот объектив прежде всего своей рекордной для Гелиосов светосилой – она у него составляет f/1.8, что на целый «стоп» больше чем у всех ранних собратьев. Диафрагма «77-го», опять же в силу наличия у оного механизма предустановки, не радует – всего лишь 6 лепестков, что при «зажатой дырке» уже не даст некоторым гурманам боке так любимых ими «лимончиков» и «кружочков».
Фокусное расстояние у ГЕЛИОС 77М-4 так же отличается от всей линейки и составляет стандартные 50 мм. На моем «кропе» это стекло превращается классический портретник с 75 мм. Линзы объектива имеют мультипросветление и аббревиатура МС на передней части это как бы подтверждает.
Внешний диаметр для фильтров очень удобен – 52 мм. Это обстоятельство позволяет мне при необходимости накручивать на него резьбовую бленду от Юпитера-37А и использовать защитный и поляризационный фильтры от китового Никкора 18-55 мм и докупленного позже 55-200 мм.
Как и вся советская оптика с рабочим отрезком 45,5 мм, ГЕЛИОС 77М-4 при пересадке на Никон нуждается в определенной адаптации. Суть задачи сводится к тому, чтобы заднюю фокальную плоскость сместить на какой-то смешной 1 мм ближе к матрице аппарата. Однако в реальности этот несчастный 1 мм многим портит кровь «не по-детски», а иных и вообще лишает радости бытия от несостоявшегося творческого экстаза…
Дело в том, что при пересадке любого М42 объектива мы, как правило, наворачиваем на резьбу еще один переходник. (В моем случае это стандартное переходное колечко М42-Никон). И наш несчастный 1 мм превращается уже в полноценных 2 мм. Именно на эту величину теперь мы должны «подвинуть» плоскость задней линзы к матрице. А для фотографической оптики 2 мм – это уже очень большая величина….
Но не так страшен черт, как его малюют! Если руки у вас прямые, а ум – пытливый, проблема решается до смешного просто.
Обычно, если я перестраиваю «77-й» для кого-то по заказу - приходится внедрятся в механику и «выжимать» эти 2 мм из конструктивных допусков изделия. (Хотя была ситуация с Красногорским экземпляром, когда бесконечность так и не появилась, и максимум, на который фокусировался объектив составляла 8-10 м. Впрочем, сделать «ростовой портрет» ситуация уже позволяла и клиент ушел довольный).
Но для себя я так не стараюсь…. Все фотографы, приобретающие советскую оптику, делятся на 3 категории:
1. Берут чтобы использовать.
2. Берут «попробовать».
3. Берут, чтобы потом продать (и, возможно, «навариться»).
Я отношусь к первой категории, поэтому объектив был куплен для реальной работы и продавать его я не собираюсь. Поэтому и решение при переюстировке рабочего отрезка было принято самое простое: с задней части объектива был банально откручен фланец с резьбой М42 и затем удален напрочь к чертовой матери механизм «прыгалки»..!
На резьбу М42 сначала был накручен переходник М42-Никон, в котором были просверлены отверстия под 4 винта крепления в полном соотвествии с родным. Затем Переходник был закреплен на «тело» теми же 4 винтами в штатные отверстия.
Минус такого простого решения проблемы состоит в том, что оперативно вы теперь диафрагму не измените. Для этого придется объектив с тушки снять, вручную, «на глаз» прикрыть диафрагму и вернуть объектив на место. Потому что вместе с «прыгалкой» исчезает зацепление кольца диафрагмы с самой диафрагмой
Но, как я уже говорил, снимать портреты советской оптикой с поджатой диафрагмой – по меньшей мере кощунство… Безусловно, каждый вправе иметь свое мнение по этому вопросу, но что до меня – то тут я категорический противник всяких отступлений от «полностью открытой»…
И именно поэтому мне всегда «глубоко фиолетово», сколько там лепестков этой самой диафрагмы имеет тот или иной советский объектив – ровные кружочки и «лимончики» у меня получаются при случае легко, естественно и непринужденно…
Исключения, когда диафрагму реально следует поджать, конечно же, бывают и у меня. Но крайне редко….
Так же считаю дурным тоном и верхом невежества пытаться использовать эти объективы для съемки всяких панорам и пейзажей. Любой затрапезный автоматический КИТ сделает эту работу на несколько порядков лучше, быстрее и качественней. Поэтому не надо пытаться получить от Ламборджини грузоподъемность БелАЗа.
Главное – понять, ДЛЯ ЧЕГО нужен мануальный советский объектив… И радость творчества наполнит вашу пытливую мятущуюся душу..!
Ну и вот, собссно, результаты от ГЕЛИОС 77М-4…..