- одним из лучших советских обьективов считаю считаю Гелиос-40 - ценится из-за своеобразного боке, думаю что брать на кроп, его нет смысла - на кропе бокешник резко теряется и свой я использую на Никоне Д600 через обычный безлинзовый переходник - для этого надо обьектив разобрать и вынуть внутри кольца, чтобы он начал фокусироваться на бесконечность. Следить за тем, чтобы модель всегда была в центре - к краям обьектив резко теряет разрешение, что часто портит портрет... Снимать им надо на открытой дифрагме, ну максимум прикрывать до 2,0, чтобы получить красивый фон, что даёт очень маленькую ГРИП и поэтому на резкость лучше всего наводиться по лампочке попадания в фокус, которая у меня в Д600 расположена в левом нижнем углу - при таком способе наводки по глазам, процентов 90 попадает точно в резкость без всяких матовых экранов...
Вообще, считаю, что советские обьективы не нужны в качестве шириков - родные и даже самые дешёвые КИТы в этом плане дают форы любому советскому обьективу - другой разговор портрет с размытием фона - вот здесь на кропе, а у меня для этих целей используется старенький НЕХ-5 с переходниками - уже любой полтинник и длиннее, превращается в приличный портретный обьектив с явными художественными задатками!
Перепробовал много чего-всего - теперь моё личное мнение о советских обьективах.
Гелиос 44 - не люблю его и никогда им не снимаю, хотя лежит на полке штуки 3 ещё с эпохи зенита.
Зенитары типа 50/1,9 и 50/1,7 - есть в коллекции первый и был второй - тоже их не люблю из-за мелкого, грязного боке.
Юпитеры 8 и 9 - первый дальномерный полтинник на 50, второй портретник на 85 - два любимых портретных обьектива на НЕХ - второй при прикрытой диафрагме до 2,8-4,0 - даёт какую-то акварельность в картинке - такого не видел ни на каких других обьективах - видимо сказывается прямое родство при проектировании с цейсами старой эпохи.
Индустар 61ЛД - штатный обьектив для ФЭДов - есть с 7-лепестковой диафрагмой, есть с 9 - оба считаю лучшими обьективами, которые когда-либо производила советская промышленность - из-за лантана в стёклах этого обьектива, даёт просто шикарное разрешение, что позволяет снимать ростовые портреты с хорошей проработкой мелких деталей, кроме того, этот обьектив через удлинительные кольца многие используют и в качестве вполне приличного макрообьектива - рисунок сильно напоминает мой Никор 80-200/2,8D. По разрешению И-61ЛД превосходит только ВЕГА-11У, который стоял на советских фотоувеличителях Дон, последних лет эпохи СССР - свою Вегу-11 так и использую в качестве умеренного макрообьектива. И-61ЛД с 9 лепестками мягче рисует портрет, нежели 7-лепестковый.
Гелиос 77 - похож по боке на Г-40, но сильно ему проигрывает в художественности и мягкости, если нет денег на достаточно дорогой Г-40, Г-77 можно использовать, но мне он нравится намного меньше чем Г-40 и потому я его не использую.
Гелиос - 103 53/1,8 от камеры Киев-4. Покупать вместе с камерой, снимать с камеры вместе с механизмом фокусировки и механизм вставляется внутрь переходника от НЕХа на М-39, лишнее спиливается напильником - за счёт своей светосилы 1,8 позволяет снимать при сильном недостатке света и поэтому иногда у меня заменяет И-61ЛД на НЕХе, но Индустар я люблю больше.
Пробовал в качестве портретников советские телевики - не понравился ни один, включая и все хвалёные - видимо от того что у меня в арсенале есть Никон 80-200/2,8Д и Никон 50/1,4Д - два этих обьектива, представляющие из себя два самых лучших обьектива из эпохи последних лет фотоплёнки, мне сильно нравятся и по рисунку и по разрешению - до них не дотягивает ни один советский обьектив. Ну а на Фулфрейме использую Бигму - она хоть и огромная-тяжёлая, зато её вес способен заменить вполне приличный стаб, ну а фокусное 50-500/4,0-6,3 - просто идеально в плане универсальности, кроме того, несмотря на низкую светосилу - Бигма даёт вполне интересный рисунок боке...