Excellence » 19 дек 2015, 20:59
Казалось бы, кому, как ни мне петь осанну пленке, восхваляя ее достоинства и преимущества перед «цифрой». Ну, посудите сами, в моем активе более сорока лет работы с пленкой и оптической печатью, сотни престижных выставок по всей планете вместе с едва ли не всеми мастерами мировой художественной фотографии, а также высшие мировые награды в области фотоискусства, и многое другое.… И потому, полагаю, меня трудно заподозрить в дилетантизме или предвзятости, и пусть в меня бросит камень тот, кто добился большего в фотографии, после того, что я скажу дальше.
Фотография, пожалуй, как никакая другая сфера искусства, является средоточием снобизма, нелепых мифов, глупостей и разного рода понтов.
Если бросить взгляд на интернет-форумы, то увидим, что нашим фотолюбителям и иже с ними все не так да все не эдак. Одни непрестанно мечутся между фотографическими «религиями», перескакивая с Кэнона на Никон и далее на Сони, то мчатся в обратном направлении. Другие носятся, как буревестники, с идеей превосходства фиксов над зумами, которая, в сущности, не имеет никакого практического значения для подавляющего большинства фотографирующих. Третьи помешаны на светосиле и все не сверх светосильное для них отстой, хотя сами, как правило, таких объективов не имеют по причине их заоблачной цены. Но почему бы не потрепаться?!
Посмотрите отзывы о фототехнике на популярном сайте foto.ru. Там ни одна, даже топовая, фотокамера не получила максимальную оценку в пять звезд. А все объективы, получившие такую высокую оценку, можно пересчитать буквально по пальцам. Получается, практически вся мощь мировой фотоиндустрии не в состоянии в должной мере удовлетворить запросы нашей фотографической братии. Неужели столь высокие требования к производителям обусловлены тем, что все ими снимаемое прямым потоком течет в сокровищницу мирового фотоискусства?
Радует только то, что в отличие от футбольных фанатов, сторонники разной фототехники пока еще не дубасят друг друга кастетами и мотоциклетными цепями.
И вот Великая Цифровая Революция свершилась! Она освободила массы от оков фотографической рутины. В руках у человека появились камеры с фантастическими возможностями, о которых еще совсем недавно нельзя было мечтать. И только от тебя самого зависит, станут ли они простым инструментом фиксации окружающей действительности или инструментом творчества. Вроде бы – твори, выдумывай, пробуй!
Ан нет! Тут же находятся люди, которые вопреки очевидному, все еще трактуют о превосходстве пленки над «цифрой», о романтике темной ванной комнаты с красным фонарем, о каком-то мифическом «благородном пленочном зерне».
В ответ на эти сентенции хочу сказать следующее. Конечно, и сегодня есть области фотографии, где пленка предпочтительнее цифры. Однако эти виды фотосъемки находятся далеко за пределами потребностей не только рядовых фотолюбителей, но и подавляющего большинства профессионалов. А если кто-то не видит качественного превосходства «цифры» даже в работах опытных мастеров, то ему следует обратиться к окулисту.
Согласен, черно-белые фотографии способны произвести мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Но создание таких работ по силам только настоящим мастерам, постигшим их магическую сущность, то есть людям талантливым. А талантливый человек способен одухотворить любую фотографию независимо от того, есть в ней цветовые оттенки или отсутствуют. Сами по себе камеры, объективы, пленки и матрицы бездушны - секрет заключен в человеке, использующем их. Поэтому, если кто-то надеется, что, зарядив свой фотоаппарат черно-белой пленкой, он приблизится к созданию шедевров, то это наивное заблуждение, иллюзия.
Фотографировать в наше время на пленку оправдано разве что из любопытства. Во всех других случаях - чистой воды глупость, все равно как поехать в другой город на телеге. Сегодня это удел разного рода энтузиастов, не заставших эпоху аналоговой фотографии, да зацикленных и замшелых мастодонтов, не желающих адекватно воспринимать реальность.