Для начинающих фотографов я рекомендую сразу отказаться от режима AUTO и производить съемку в режиме с приоритетом диафрагмы. Конечно, если ваш фотоаппарат позволяет такие вольности. Вы сразу почувствуете, что такое глубина резкости при разных положениях диафрагмы и научитесь выбирать оптимальное диафрагменное число для достижения наилучших результатов. В данном режиме выдержка будет устанавливаться автоматически, в зависимости от ISO (чувствительности) и уровня освещенности объекта съемки. Считаю, что данный режим практически полностью удовлетворяет запросам на художественность начинающего фотографа. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) сильно зависит от степени открытия лепестков диафрагмы. Чем больше отверстие, тем меньше ГРИП. И, наоборот, при полностью закрытой диафрагме практически все объекты, расположенные на разных расстояниях от фотоаппарата изображаются резко. Такой способ, как правило, применяется при репортажной съемке. Но человеческий глаз устроен несколько иначе, чем фотообъектив. Если мы фокусируем свой взор на близко расположенном предмете, то дальние объекты мы резко различать уже не можем. Они сильно размываются. Такой же эффект происходит при полностью открытой диафрагме. Задний план на фотографии сильно размывается, создавая ощущение реальной картинки. При этом невольно акцентируется внимание на ближних, резко изображенных предметах. Такой принцип практически всегда применялся и применяется до сих пор в портретной фотографии. А размытый задний фон, называемый «боке», происходит от японского «бокэ», что и означает – размытый, нерезкий.
Отдельно хочу остановиться на выборе зоны фокусировки. У разных моделей фотоаппаратов также разное количество зон фокусировки. Но зачем на первых порах усложнять себе жизнь? Выбираем точечную фокусировку. При точечной фокусировке начинающий фотограф автоматически будет помещать в центральную зону кадра наиболее значимый, по его мнению, объект съемки. А фотоаппарат при этом правильно сфокусируется.
Теперь вопросы по балансу белого. Под правильно выставленным балансом белого понимается такая совокупность цветовых составляющих, когда белый лист бумаги на фотографии будет выглядеть именно белым, без каких либо дополнительных цветовых оттенков. Лучше всего определять правильность настройки баланса белого по естественному цвету человеческого лица. Синюшный цвет лица алкоголика со стажем и негров в расчет не берем. Негры, когда фотографируют друг друга, видимо, выставляют баланс черного.
Я настоятельно рекомендую отказаться от автоматической установки баланса белого и выставлять его вручную по примитивным символам – солнце, облачно, лампа накаливания и т.д. Конечно, здесь я подразумеваю съемку в формате JPEG. Поскольку начинающий фотограф еще не знаком с RAW-форматом, то у него при данных настройках не будет проблем с цветокоррекцией своих фотографий.
Идя по улице, часто замечаю, что люди не задумываясь, фотографируют друг друга прямо напротив солнца. Есть простое правило, которым должен руководствоваться любой начинающий фотограф. Солнце должно находиться либо сзади фотографа, либо сбоку от него, чтобы его прямые лучи не попадали в объектив фотоаппарата. Лучшими условиями для съемки являются часы до обеда и вечернее время, когда преобладает мягкий рассеянный свет. По большому счету нужно избегать резких и контрастных перепадов освещения. Когда вы станете профессионалами, вы легко будете снимать и против солнца, но сейчас речь идет о том, чтобы предостеречь начинающего фотографа от элементарных ошибок.