macbeth,
Интересен кстати еще один аспект. Вот например у меня широкоугольный зум(по минимальному значению) и надо снять тот же портрет. Выдвижение зума до больших значений решает проблему чрезмерно широкого угла? Или нет? На сколько я понял зум не только для приближения не досягаемых объектов, но и для корректировки угла. Правильно?
В части угла - совершенно верно. Если у вас есть зум, скажем, 18-135, и вы его выдвинули на значение 56мм - вы получите тот же угол обзора, что и у объектива с фиксированным фокусным расстоянием 56мм. И примерно те же искажения. То есть если судить только по искажениям - то портрет снимать совершенно ничто не мешает. На практике тоже бывают красивые портреты, снятые зум-объективами. Насколько я знаю, многие профи применяют для портретной съёмки зумы. Правда, обычно используют не универсальные типа 16-50 или 18-135, а более длинные. Например, у Фуджи - зум 50-140 с постоянной 2.8.
Тогда зачем же нужны дорогие фиксы, вроде Fujifilm XF56mmF1.2 ? Прежде всего, конечно, из-за большой диафрагмы. Для этого объектива максимальная диафрагма - 1.2. Ни у одного фуджевского зума такой нет. Такая диафрагма позволяет сильно размыть фон и, таким образом, выделить главный объект съёмки - человека.
Но одной только максимальной диафрагмой дело не ограничивается. У Фиксов ещё другой (у каждого свой) тип размытия фона, свой рисунок. Но это уже, в отличие от значения максимальной диафрагмы, вопрос очень неоднозначный, субъективный. Например, на российском фуджевском форуме до сих пор ведутся споры, какой из фиксов лучше для портрета - XF56mmF1.2, XF60mmF2.4 или XF90mmF2. Так что если вы решите выбрать себе для портретов фикс - придётся самому решать, какой рисунок вам больше нравится