Посмотрите на эти две фотографии, на которых "рабочий", повидавший виды, но все еще элегантный си-стенд, весь в шрамах и скотче, выступил для нас в роли "модели".
Жёсткость света
Слева вы видите довольно размытую, мягкую тень, которая едва угадывается, не смотря на довольно близкое расстояние си-стенда от стены. Справа – резкая, хорошо прорисованная тень с немного растушеванными границами. Мы можем смело заявлять, что на левой фотографии свет мягкий, на правой жесткий, и по степени жесткости света эти две фотографии существенно отдалены друг от друга.
Теперь представим, что левая фотография сделана рефлектором, который мы привыкли считать жестким, используем в студии чаще всего ради того, чтобы получить глубокие тени, четкие границы, выраженные градиенты. А правая фотография сделана софтбоксом, светоформирующей насадкой, которую все привыкли использовать для получения рисунка с мягким светом, с размытыми, едва видимыми тенями, плавными, или вообще отсутствующими градиентами.
В это сложно поверить, но это так: слева рефлектор диаметром 12" дюймов (около 30 см), чуть больше стандартного, справа - софтбокс размером 75 на 75 см. Почему получился такой непредсказуемый результат? Потому что оба прибора расположены на разном расстоянии от снимаемого объекта: слева рефлектор придвинут практически вплотную в систенду, справа софтбокс отодвинут на несколько метров в противоположный угол студии. И мы получили мягкий рисунок от рефлектора, и жесткий свет от софтбокса, нарушив чуть ли не основополагающую истину для большинства фотографов.Чтобы разобраться в этом, давайте сначала дадим определение жесткости.
Жесткость света – это коэффициент, определенный площадью светящейся поверхности (точнее длиной ее сторон) по отношению к расстоянию до объекта. Чем он больше, тем свет мягче, чем меньше, тем он жестче. Поэтому, для определения жесткости света помимо размера светоформирующей насадки (площади светящейся поверхности) мы вводим еще одну величину - расстояние до объекта. Нет жестких или мягких источников света - есть предметы, освещенные мягким или жестким светом. Любой источник светам может стать как мягким (для расположенных рядом с ним предметов), так и жестким (по отношению к отдаленным от него).
Но вернемся к нашей модели, вернее систенду, и светящего на него прибора. Чтобы получить представления о жесткости света, давайте попробуем видимые картинки перевести в цифры, и алгеброй подтвердить видимые нашим глазам парадоксальные вещи.
Будем оперировать не площадью, а длинами сторон или диаметром светоформирующей насадки. Почему мы не будем использовать площадь? Потому что приборы могут быть неравномерными, вытянутыми, многоугольной формы, круглые, и в случае, например, со стрипом давать разную степень жесткости в разных плоскостях. Например, стрип-бокс, поставленный вертикально даст довольно мягкий свет в вертикальной плоскости, и довольно жесткий - в горизонтальной, однако это положение будет меняться, когда мы его будем крутить, и при повороте на 90 градусов все изменится: в вертикальной плоскости он будет жестким, а в горизонтальной мягким.
Итак вернемся к нашим приборам:
Слева использован рефлектор диаметром 30 сантиметров, который был поставлен на расстояние 15 сантиметров от систенда. Делим 30 см на 15 и получаем коэффициент 2. Давайте называть это коэффициентом жесткости света. Итак, на левой картинке этот коэффициент имеет значение 2, свет довольно мягкий.
На правой картинке использован софтбокс размера 75 на 75 см, отнесенный на расстояние 7,5 метров (750 см).
75 см разделить на 750 см = 0,1
Здесь коэффициент жесткости равен 0,1 и мы видим, что свет довольно жесткий.
Т.е. теперь мы видим, что наш коэффициент слева 2, и это довольно мягкий свет, а 0,1 справа – это уже выражено жесткий свет.
Что будет если их поменять местами?
Софтбокс, поднесенный на расстояние 15 см даст коэффициенты 5. Это будет уже практически абсолютно мягкий свет, мы не будем видеть тени на таком расстоянии, и границ света на предмете.
Рефлектор, отнесенный на 7,5 метров, даст коэффициент 0,04 - свет будет предельно жестким, напоминать солнечный и формировать резкую четко прорисованную тень и четкие границы света и тени на предмете.
Теперь решим другую задачу: на какое расстояние нужно отнести рефлектор, чтобы получить такой же по жесткости свет, как на фотографии производит софтбокс.
Берем коэффициент жесткости на втором рисунке (а он равен примерно 0,1). Теперь диаметр рефлектора делим на этот коэффициент и получаем величину 3 метра (300 см). 30 см разделить на 0,1 = 300 см.
Теперь по другому, насколько близко надо придвинуть софтбокс чтобы получить свет по мягкости, как на левом рисунке с рефлектором.
75 см (длину стороны софтбокса) делим на коэффициент 2 (мягкость левого рисунка) и получаем 37,5 см. Т.е. на этом расстоянии софтбокс будет иметь такую же мягкость, как на левом рисунке.
А давайте подсчитаем коэффициент жесткости солнечного света. Диаметр Солнца 695 900 км. Расстояние 149 600 000 км. Делим диаметр на расстояние и получаем 0,0046 (округлим до 0,005). Весьма впечатляющее значение.
Теперь возьмем стандартный рефлектор 20 см. На какое расстояние надо его отнести от объекта, чтобы получить свет, по жесткости равный солнечному? 20 см делим на 0,005 и получаем 4000 см. Т.е. на 40 метров. Вряд ли кто-то будет относить рефлектор на такое расстояние, но мы, по крайней мере, в теории знаем, что надо сделать, чтобы добиться сопоставимого по жесткости света от рефлектора.
Вот такая арифметика. Можно долго и нудно обсуждать "красоту", "эстетику" света тех или иных источников, можно же просто пользоваться цифрами, и с помощью этого разобраться с одной из самых видимых и используемых характеристик света, как жесткость.
Комментарии: