error
Регистрация

Женские портреты прошлого века. Владимир Иванович Гау (1816-1895)

Рубрика: «Это интересно / Юмор»
Автор: Дмитрий Ульянов
Опубликовано: 23.07.2016 в 17:35:34

Владимир Иванович Гау (1816-1895)

Творчество акварелиста и миниатюриста Владимира Ивановича Гау являлось продолжением той традиции русского акварельного портрета, одним из родоначальников которого принято считать П.Ф.Соколова. Однако Гау не был его учеником.

Уроженец Ревеля, сын пейзажиста и перспективиста, Владимир Иванович (1816-1895) Гау начал рисовать очень рано, причем вопреки желанию отца предпочел пейзажу портрет. С 1827 по 1832 год он брал уроки у К.Ф.Кюгельхена, бывшего придворного художника Павла I, тоже пейзажиста, жившего тогда в Ревеле. По его рекомендации Гау стал получать первые заказы. В петербургскую Академию художеств ему удалось поступить в 1832 году, как сообщают источники, благодаря удачно выполненным портретам великих княжон и их свиты. Гау попал в класс к профессору А.И.Зауервейду и уже через два года, на ученической выставке получил большую серебряную медаль. С этого момента его карьера определилась — он начал приобретать все большую популярность, и его необыкновенная работоспособность еще более этому способствовала. В 1835 году Гау было присвоено звание свободного (неклассного) художника, а в 1838-40 — он совершил путешествие в Германию и Италию для усовершенствования в своем ремесле. Наконец, в 1849 году Гау получил звание академика портретной акварельной живописи. Самый продуктивный период в его творчестве приходился в основном на 1830-60-е годы.

Работая над портретами, художник всегда придерживался одного и того же метода. Индивидуальность интересовала его ровно настолько, насколько это было нужно для передачи сходства. Сглаживая наиболее острые и резкие черты, он создавал определенный образ, при этом как бы сохраняя личную бесстрастность в характеристике. Оттенок идеализации несомненно присутствовал в его портретах — Гау искал и находил в своих моделях наиболее привлекательные ракурсы, выгодно подчеркивал детали туалета, если надо, вводил элементы интерьера или пейзажа (портрет В.И.Опочининой, 1840). Его герои всегда отличались холодной элегантностью и благовоспитанной сдержанностью, укладываясь в определенные социальные рамки. Недаром среди заказчиков Гау преобладала высшая петербургская знать.

Интересно, что в работах В.И.Гау разных лет почти незаметно каких-либо существенных качественных или стилистических изменений, указывающих на поиски нового. По-видимому, дарование этого художника принадлежало к тому типу, которое, рано развившись и выработав свой язык, в дальнейшем от него не отступает.

В мастерстве рисовальщика Гау быстро достиг высокого профессионального уровня. Однако темпераментом настоящего живописца он не обладал никогда. Скорее его письму были присущи сухость, аккуратность и своеобразная линеарность. Например, в тех случаях, когда задачу можно было бы решить чисто живописным путем, Гау мог прибегнуть к простой штриховке кистью более темным тоном по светлому полю. Возможно, это было связано с впечатлениями, полученными в детстве от архитектурных композиций его отца. Увлечение миниатюрой на слоновой кости тоже наложило свой отпечаток на его почерк, выработав специфический мелкий и заглаженный мазок, особенно в карнациях. Используя в основном акварельные краски, Гау часто прибегал к добавлению белил, главным образом в отделке костюма. Его акварели с тонко проработанными деталями, нежными переливами оттенков и точной передачей разнообразных фактур порой напоминали драгоценные миниатюры. Особенно это касается портретов молодых женщин, которые Гау лучше всего удавались.

По некоторым данным Гау за свою жизнь выполнил более тысячи акварельных портретов и миниатюр. Со временем зрение художника стало слабеть, что мешало интенсивной работе и вынудило перейти к масляной живописи, которой он всегда занимался лишь для собственного интереса. С другой стороны, в те же годы (во второй половине 19 в.) у этого специфического жанра портрета уже имелся достаточно сильный и быстро растущий соперник — фотография. Именно она как более демократичный, дешевый и одновременно более точный способ воспроизведения в дальнейшем взяла на себя деликатную функцию интимного памятного портрета.

Но, вытеснив рисованные портреты из обихода, фотография не смогла заменить их по эстетической и культурной значимости. Невозможно сейчас представить себе быт образованных слоев русского общества первой половины и середины 19 века без этой яркой и характерной приметы времени. С портретов, подобных тем, которые делал В.И.Гау, смотрит на нас целая эпоха.

М.Аксененко
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.
 
фотографии с ресурса
http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70337.htm
Женский портрет
Женский портрет
Женский портрет
Женский портрет
Н.Н.Пушкина
Н.Н.Пушкина
Наталья Николаевна Пушкина
Наталья Николаевна Пушкина
Неизвестная из семьи Гончаровых
Неизвестная из семьи Гончаровых
Портрет А.А. Голициной
Портрет А.А. Голициной
Портрет актрисы в восточном костюме
Портрет актрисы в восточном костюме
Портрет В.А. Голициной
Портрет В.А. Голициной
Портрет великих княжон Марии Михайловны и Екатерины Михайловны
Портрет великих княжон Марии Михайловны и Екатерины Михайловны
Портрет великой княгини Ольги Николаевны, принцессы Вюртембергской
Портрет великой княгини Ольги Николаевны, принцессы Вюртембергской
Портрет великой княжны Александры Николаевны
Портрет великой княжны Александры Николаевны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет Геральда Гау, сына художника в детстве
Портрет Геральда Гау, сына художника в детстве
Портрет Гончаровой Натальи Ивановны, урожденной Загряжской (1785–1848), матери Н
Портрет Гончаровой Натальи Ивановны, урожденной Загряжской (1785–1848), матери Н
Портрет графини Э.К. Мусиной-Пушкиной
Портрет графини Э.К. Мусиной-Пушкиной
Портрет Е.А.Полетики
Портрет Е.А.Полетики
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау, дочерей художника
Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау, дочерей художника
Портрет молодой женщины в белом платье с розой у пояса
Портрет молодой женщины в белом платье с розой у пояса
Портрет молодой женщины в клетчатом голубом платье
Портрет молодой женщины в клетчатом голубом платье
Портрет Н.Н.Пушкиной
Портрет Н.Н.Пушкиной
Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской
Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской
Портрет неизвестной дамы в белом платье
Портрет неизвестной дамы в белом платье
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью
Портрет неизвестной
Портрет неизвестной
Портрет цесаревны великой княжны Марии Александровны
Портрет цесаревны великой княжны Марии Александровны
 
Просмотры: 1284
 

Комментарии: