error
Регистрация

Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий! Часть 4. Мастер-классы

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Юлия Летняя
Опубликовано: 16.07.2012 в 01:35:31

источник: http://prophotos-ru.livejournal.com/1318111.html

 

В современной фотоиндустрии мастер-классы заняли самые прочные позиции, а их авторы безраздельно завладели умами участников и зрителей. Посещение подобных мероприятий недёшево, программы расписаны на месяцы вперёд, а тем, кто не успел зарегистрироваться или не нашёл лишней пары тысяч рублей остаётся лишь грустить и терпеливо ждать милости судьбы. Но реальное положение дел такого, что в великом множестве фотографических событий найти действительно стоящее и полезное, с точки зрения конечного результата, не так-то уж просто, потому как среди тех, кто действительно хочет нести знания и свой опыт в массы, находится и множество шарлатанов, единственная цель которых – быстрый и лёгкий заработок. И для того, чтобы не стать жертвой чужой алчности, а найти ответы на интересующие вопросы и овладеть новыми фотографическими навыками, необходимо детальнее разобраться в данной теме. Что мы и попробуем сделать…

В представленных статьях вы найдёте:

  • Самообразование начинающего фотографа: проблемы и возможности (Часть 1)
  • Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования (Часть 1)
  • Конструктивная критика (Часть 3)


Сейчас стало очень модно проводить мастер-классы по фотографии. Тематика их может быть самой разнообразной: от основ фотографии и работы с камерой до демонстрации сложнейших световых схем и обсуждения художественных аспектов фотоискусства. В менее удачных случаях это превращается просто в вечер «имени себя». Кроме того, для большего коммерческого успеха и поддержания респектабельности мастер-классами теперь называют любое фотографическое учебное мероприятие, вне зависимости от формата проведения. А употребление терминов «семинар» или «лекция» напротив, с точки зрения маркетинга считается не солидным и малоприбыльным. Модным, соответственно, стало и посещение мастер-классов, в этом направлении ведётся «правильная» рекламная агитация: «Если ты не посещаешь мастер-классы – ты не фотограф, ты не с нами, ты не в тусовке». И конечно, молодые авторы, лишенные в силу разных обстоятельств возможности бывать на подобных мероприятиях, бьют тревогу, и не только от осознания упущенных знаний, но и по причине отстранённости от чего-то «невероятно важного и значимого», без чего дальнейшее развитие, по их мнению, становится невозможным. Здесь начинают свою работу бессознательные связи и ассоциации, приводящие к заблуждениям. А на первых этапах профессионального становления, когда нет ещё чётких ориентиров, очень легко поддаться власти ложных представлений и страхов. Подливают масла в огонь и старшие коллеги… Безусловно, существуют различные информационные фотопорталы, книги, журналы, где можно почерпнуть много нового и полезного, но мастер-классам отводится особая роль. И часто можно даже попытаться задать интересующий вопрос заслуженному мастеру в его ЖЖ, но ответ почти всегда следует один и более чем исчерпывающий: «Приходите на мой мастер-класс!» – тут же прилагается ближайшее расписание и прейскурант с четырехзначными цифрами, а кто не может – «я не виноват!» И я ни в коем случае не призываю фотографов «раскрывать творческие секреты» бесплатно, но подобное поведение очень напоминает спекуляцию, в результате которой, выплывают лишь сильнейшие. А количество мастер-классов в год уже претендует на звание больших гастрольных туров, как те, которые в рамках «чёса» устраивают звезды эстрады. Но здесь важно помнить, что главная цель любого мастер-класса – это, прежде всего, передача своих знаний и опыта другим. Если же подобная форма работы продиктована исключительно желанием заработать, может случиться так, что очень скоро качество заменится количеством, и первыми пострадают участники, то есть записавшиеся слушатели. И если для такого фотографа проведение мастер-классов является единственным источником доходов, встаёт вполне справедливый вопрос о его компетентности и востребованности в основной профессиональной нише, то есть как фотографа снимающего, а не преподающего. Для западных, американских и европейских, фотосообществ характерны самые различные формы работы, рассчитанные не только на состоятельную аудиторию. Самая распространённая их них – это авторский блог, где успешные не только творчески, но коммерчески, фотографы делятся без утайки своими наработками, опытом и знаниями. И это естественная практика, поднимающая авторитет фотографа и работающая на его репутацию. Фотографы не боятся прямо отвечать на вопросы своих читателей и зрителей, и при этом посещаемость их мастер-классов, лекций и семинаров не снижается. Снобизм чужд этим людям. Таким образом, страшно не пропустить какой-либо мастер-класс, а попасть в руки того, кто преследует единственной своей целью заработок, но никак ни желание научить.

И когда начинающий фотограф планирует своё время и возможности и находит в них место для подобной формы обучения, он должен, прежде всего, чётко понимать, что хочет получить и вынести после посещения мастер-класса, соответствует ли это его текущим потребностям и, как не стать жертвой чужой алчности, а заплатить деньги за действительно качественно и профессионально выполненную работу.

Для начала необходимо разобраться в том, что представляют собой существующие формы работы фотографов с группами участников-слушателей-зрителей, чем они отличаются друг от друга, какие возможности предоставляют.

Итак:

Мастер-класс – это мероприятие, которое носит обучающий характер, адресованное определённой целевой аудитории и представляющее собой наглядную демонстрацию какого-либо вида деятельности, его технической стороны и нюансов освоения, с подробными комментариями. На фотографическом мастер-классе могут быть показаны способы работы со студийным или естественным освещением, техники компьютерной обработки изображений, создание различных визуальных эффектов, приёмы работы с моделью или несколькими моделями и т. д. Нередко мастер-классы включают в себя практическую часть для зрителей-фотографов, когда они могут попробовать свои силы наравне с ведущим, а также просмотр работ (портфолио-ревю). Эффективность проделанной работы зависит от многих факторов и в частности от уровня общей организации. Если планируется проведение практических упражнений, то количество участников играет важную роль. Самое оптимальное в таких условиях – это группа из 15-20 человек, в противном случае проконтролировать успеваемость даже каждой пары присутствующих будет весьма сложно.

Семинар – ещё одна форма групповой работы, в зависимости от тематики, рассчитанной на свою целевую аудиторию. Её образовательные задачи могут реализовываться в теоретической части, в диалоге-обсуждении, а иногда и практической. Но доминирует здесь теория, когда необходимо представить большой материал, не нуждающийся в непосредственной демонстрации, как во время мастер-класса. Семинары по фотографии больше подходят для таких тем, как композиция, психологические аспекты работы с человеком при создании портрета, художественная составляющая фотографии, самопрезентация фотографа и т. д. Часто ведущий оставляет достаточно времени для вопросов по теме.

Лекция – учебное мероприятие, которое уделяет всё своё внимание теоретическим вопросам и проводится как монолог. Нередко, однако, в завершении слушателям предоставляют возможность задать вопросы. Эта форма работы подразумевает практически неограниченное количество участников, таким образом, охватывается значительная аудитория. Возможные темы весьма разнообразны: история фотографии, творчество отдельно взятого фотографа, жанры, стили, направления, развитие авторского стиля фотографа, видения, проблемы современной индустрии и т. д.

2-4-х-дневные занятия – при должном уровне преподавания это очень интенсивная и эффективная форма обучения, которая может быть посвящена одной или нескольким темам и состоять, как из теоретической и демонстрационной, так и практической частей, во время которой отрабатываются и закрепляются приобретённые знания. Число участников часто ограничено (10-12) по причине индивидуализированного подхода к обучению. Широкий спектр тем: портретная фотография, компьютерная обработка, аналоговые и альтернативные фотопроцессы, создание фотопроектов и т. д.

Теперь, казалось бы, достаточно выбрать интересующее мероприятие и записаться на него. К сожалению, в действительности всё может выйти несколько иначе. За последние 4 года я посетила около 15 различных учебных фотографических событий: были среди них и мастер-классы, и семинары, и лекции. Сейчас, анализируя полученный опыт, мне хотелось бы сформулировать основные проблемы, с которыми может столкнуться потенциальный фотограф-участник, если ведущим-устроителем были допущены серьёзные ошибки в организации учебного времени, процесса или подачи материла:

1. Несоответствие темы содержанию . Это одна из самых распространённых ситуаций, когда содержание мероприятия не соответствует заявленной теме, названию. Например, несколько мастер-классов по портрету, на которых мне довелось побывать, заменялись дискуссиями между фотографом и зрителями о том, из каких этапов складывалась карьера самого автора, в другом случае – фотограф на всём протяжении времени показывал свои работы и рассказывал истории их создания – демонстрационная (работа с моделью) и практическая части отсутствовали. Ещё один фотограф представил во время теоретической части набор слайдов в жанре «репортаж». Связей этой темы с психологическим портретом выявлено не было. Что является причиной такого положения дел сказать трудно и, к сожалению, обезопасить себя также практически невозможно. Наверное, единственный возможный выход – это посоветоваться, получить отзыв кого-то, кто ранее уже был на этом мастер-классе, если, конечно, он не проводится впервые.

2. Несоответствие формата мероприятия содержанию . Если отталкиваться от приведённых выше определений различных обучающих мероприятий, то легко представить, какие темы могут быть наиболее полно раскрыты в том или ином случае. Тем не менее, существуют вопросы, рассмотрение и изучение которых возможно лишь в строго обозначенных рамках. К примеру, такие актуальные и громкие сегодня темы, как художественный или психологический портрет, мелькают в названии мастер-классов каждого второго фотографа и сколько фотографов, столько и способов трактовки. Суть художественного портрета складывается из многих факторов, создание произведения требует времени, духовных и физических сил, опыта и большой проделанной работы. Формат же мастер-класса позволяет продемонстрировать лишь часть необходимой работы фотографа, модели, используя для этого возможности студийного пространства и различных вариантов освещения, а значит, при таком подходе, тема будет освящена не в полном объёме. А более подробное рассмотрение всех остальных аспектов лежит уже в плоскости исключительно теоретических знаний, потому как создание портрета каждого отдельно взятого человека – это по своей природе – уникальная ситуация, и стратегия взаимодействия фотографа и портретируемого, которая подходит для одной фотосессии, может быть бесполезной для другой. Всё индивидуально. И здесь, скорее всего, речь должна идти о развитии некой общей концепции, авторской позиции и комплексного взгляда, с учётом психологии, особенностей характера, темперамента и многих других составляющих. Поэтому, только демонстрация световых схем и ракурсов для позирования не может служить залогом и основой создания художественного или психологического портрета. Если на подобном мастер-классе фотограф отклоняется от заявленной тематики, делая акцент исключительно на технических аспектах создания портрета, то не стоит стесняться и нужно прямо задавать интересующие вопросы, ради ответов на которые вы и пришли: как найти подход к человеку, как расположить его к себе, как научиться чувствовать внутреннее состояние портретируемого и какими средствами возможно выразить это и т.д. и т. п.

3. Плохо организованная демонстрационная или практическая часть мастер-класса . Это беда почти всех мероприятий, где фотограф показывает свою работу, или же предоставляет возможность участникам попрактиковаться в фотосъёмке. И речь идёт не только о мастер-классах, которые посетила лично я, но и о тех, которые удалось лишь просмотреть в записях в Интернете. Привычная картина такова: фотограф предлагает зрителям-участникам покинуть свои места и подойти ближе, так как сейчас будет продемонстрирована, к примеру, работа с моделью и несколько световых схем. В это же самое мгновение, как по команде, все присутствующие достают свои собственные камеры и, как только слышится первый звук спуска затвора у ведущего, со всех сторон раздаются ответные «автоматные очереди», и молодые фотографы, нависая друг над другом, как виноградные грозди, изо всех сил стараются запечатлеть происходящее, а точнее модель. Каковы шансы, что, отвлекаясь, таким образом, на мало чем аргументированное фотографирование, зрители смогут воспринять работу фотографа, услышать его и понять смысл всех действий и манипуляций? То же самое происходит обычно и во время практической части. Рассредоточившись вокруг портретируемого по дуге, не давая ему шанса опомниться, все и каждый одновременно пытаются сделать портрет одного и того же человека. Руководствуясь принципами простой логики и основными композиционными законами можно легко прийти к выводу о том, что одна и та же модель в одну и ту же единицу времени может позировать только одному фотографу. То есть происходящее, с учебной точки зрения, лишено всякого смысла. И все попытки парных, тройных, эннных съёмок, увы, тщетны. Почему так происходит? Одна из основных причин – это отсутствие осознанности в действиях: зачем я снимаю вместе с остальными, когда должен спокойно стоять, смотреть, слушать и запоминать? Возможный ответ: многие начинающие фотографы пытаются таким образом пополнить портфолио, так как уже есть, зачастую, хорошая модель, одежда, причёска, свет и образ, созданный… но не вами. Тогда могут ли подобные фотографии являться примером собственного творчества? Ответ очевиден.
Вторая из возможных причин «массового фотографического акта»: попытка создания маленького, или большого, отчёта с мастер-класса – цель, безусловно, хорошая, но не оправданная своей «дорогой» ценой, так как по причине переключения внимания на задачу иного характера, можно упустить то единственно важное, ради чего вы сюда и пришли.
Но ответственность за происходящее лежит не только на участниках мастер-класса, которые должны, тем не менее, всегда помнить о сознательности и осмысленности каждого своего действия и не поддаваться бездумно коллективным импульсам, такая ситуация в равной мере – это и халатность фотографа-ведущего. Некоторые из них не придают значения происходящему, другие – недооценивают возможный вред для обучения, что говорит не в пользу их профессионализма, третьим – откровенно наплевать. Но во всех случаях исход один: потери несёт зритель-слушатель, потери, которые в первые мгновения не ощутимы. Автор мастер-класса обязан быть не только выдающимся фотографом, но и умелым организатором времени и дисциплины и не позволять превращать учебный процесс в балаган. И если планируется практическая часть, самое лучшее, что можно сделать – это разбить присутствующих на пары или тройки и дать каждой паре-группе несколько минут, с таким расчётом, чтобы возможность пофотографировать представилась всем. Что же касается демонстрационной части, то фотограф-ведущий должен сразу объяснить необходимость созерцания, но никак ни активного участия.
Что возможно сделать со своей стороны, чтобы обезопасить себя? Во-первых, всегда подробно изучать программы предстоящих мероприятий, чтобы знать, к чему готовиться. Если на практическую часть отводится 15-20 минут при количестве участников 25-30 человек, скорее всего, съёмка будет носить случайный и хаотичный характер. И здесь только самый ловкий и быстрый будет впереди. Но не стоит доводить дело до драки или скандала перед лицом изумлённой модели. Лучше смело призвать на помощь главного фотографа, который должен, в конце концов, понимать, какое действо разворачивается перед его глазами и уметь управлять ситуацией. Если речь идёт о демонстрационной части мероприятия, то есть, о работе с моделью и осветительным оборудованием, следует занять удобную позицию и молча, спокойно и сосредоточенно внимать происходящему, так как фотосъёмка в данном случае бесполезна, а также не стоит обращать внимания на тех, кто всё же отважился фотографировать из-за плеча соседа.

4. Отсутствие времени для просмотра работ . Конечно, каждый фотограф, планируя свой будущий мастер-класс, сам принимает решения о его содержании, времени и общей направленности, но проведение просмотра работ участников видится мне очень важной и необходимой частью практически любого учебного процесса. Многие из присутствующих в обычных трудовых фотографических буднях лишены возможности получить хоть сколько-нибудь конструктивную и полезную критику к своим фотографиям: осознать возможные ошибки, проработать их, выбрать верное направление движения и профессионального развития, закрепить знания – иными словами, получить авторитетное мнение. И в данном случае мастер-класс может дать единственный и уникальный шанс. Всё-таки, принимая на себя роль учителя, преподавателя, а так в действительности и есть, фотограф должен осознавать ответственность за своих учеников и, когда предоставляется случай помочь им на их нелёгком пути, нужно сделать это.
Так как сейчас многие события анонсируются в Интернете, часто возможно связаться с автором посредством комментариев или электронной почты, поэтому не стоит бояться оставлять заявки для проведения в завершении мастер-класса небольшого портфолио-ревю, в конце концов, вы платите за это деньги.

Разобрав возможные трудности, с которыми можно столкнуться в рамках любого фотографического учебного мероприятия, хотелось бы коснуться ещё одного аспекта, этического, который почему-то не удостаивается должным вниманием. Это вопрос личной профессиональной позиции и ответственности фотографа-ведущего. Так уж повелось, что фотографы, которые начинают свою преподавательскую деятельность, чьи авторитет и компетентность не вызывают сомнений, позиционируют себя по-разному: и как метры, и как заслуженные мастера, и как прижизненные классики и даже как недосягаемые идолы, но никак не в роли учителей или преподавателей. Но сознательно передавая другим свой опыт и знания, мы становимся ответственными за то, что делаем. И такие пороки, как небрежность, пренебрежение, чёрствость и отсутствие желания прийти на помощь тем, «кого приручили» - далеко не лучшие проявления личности, тем более для публичных людей. Сколько раз я сама как ученик, оказывалась в ситуациях, когда старшие коллеги позволяли себе непозволительное: уклончивые ответы на прямые и понятные вопросы, инфантильное «мычание», равнодушие, безразличие к успехам или промахам своих подопечных, откровенно высокомерное отношение, снисходительную холодность или недовольные возгласы, вроде: «Не надо спрашивать меня про камеры, объективы и выдержки – мне это не интересно». На просьбы сделать пару замечаний к фотоработам следовал примерно такой ответ: «Мне нечего сказать…». А ещё чаще случается, что вместо ответов – лишь тишина. Иными словами, плох тот учитель, которому нет дела до своих учеников. И если, проводя мастер-класс, улыбаясь, раздавая автографы и подписывая фотоальбомы, фотограф в душе руководствуется принципом «а после нас хоть потом», в беде его зрители и слушатели.

Итак, позиция ведущего мастер-класса подразумевает принятие на себя роли учителя и, соответственно, всей сопутствующей степени ответственности:

  • человечность - это то состояние души и качество рассудка, без которого невозможны равноправные и уважительные взаимоотношения с другими людьми. Не стоит смотреть на своих учеников с раздражением и снисхождением, так как и мы для кого-то всегда были и будем учениками;
  • стремление к непрерывному развитию, так как преподавательская деятельность – это источник профессионального роста в любой сфере;
  • искреннее желание делиться знанием и опытом;
  • честность в отношении своих учеников, так как они доверяют учителю и всецело полагаются на его компетентность;
  • осознание и понимание актуальных учебных потребностей своих слушателей;
  • готовность отвечать на поставленные вопросы;
  • готовность помогать;
  • живой и не поддельный интерес к успехам и неудачам своих учеников.

Теперь мне хочется рассказать про один – самый удачный – мастер-класс, на котором мне довелось побывать, и хотя с фотографом-ведущим в настоящее время я разошлась в творческих взглядах на фотографию, должна всё же отдать должное высокому уровню организации и подачи материала, особенно учитывая, что это был первый подобный опыт в его карьере.

23 августа 2008 года. Мастер-класс Юлии Бородиной «Создание образа в женском портрете» , Фотофабрика, г. Москва

1. Теоретическая часть . Во время теоретической части мастер-класса Юлия достаточно подробно и структурированно осветила тему, раскрыв содержание самых важных вопросов, связанных с созданием женского портрета: психологические аспекты работы с моделью, источники вдохновения, поиск идей для образов, взаимосвязь задумки с композиционным и световым решением. Кроме того, она порекомендовала небольшой список литературы, который со временем дал много нового для саморазвития.

2. Демонстрационная часть состояла из двух этапов: во время первого – фотограф показала свои собственные работы и рассказала не только об их создании, но и том, как применять теоретические знания на практике для решения конкретных творческих задач. Второй этап представлял, собственно, саму работу с моделью и студийными источниками света.

3. Практическая часть . Хотя, конечно, в первые минуты участники предприняли попытку организовать групповую фотосессию одной модели, Юлия очень скоро объяснила, что это не имеет никакого смысла, совершенно безрезультатно и разбила нас на пары-тройки, предоставив каждому возможность 5-минутной съёмки.

4. В заключительной части фотограф охотно ответила на все наши дополнительные вопросы.

Единственным минусом данного мастер-класса я могла бы назвать отсутствие времени для просмотра работ, но многие мероприятия других авторов, при наличии портфолио-ревю, не могут, тем не менее, похвастаться и даже половиной того, что продемонстрировала нам Юлия Бородина.

Подводя итог, сформулирую основные признаки и составляющие идеального мастер-класса:

  • Актуальность . Если у фотографа-ведущего есть возможность, то ещё на этапе подготовки мероприятия, было бы полезно получить обратную связь со стороны потенциальных участников на предмет будущей тематики, дополнительных вопросов и пожеланий.
  • Продуманность . Для более эффективного взаимодействия часть ответов на вопросы, которые могут повторять друг друга, уместно подготовить заранее, отталкиваясь от пожеланий слушателей. Так же разумно стоит поступить и с проведением портфолио-ревю, как в своё время делал Александр Лапин: все записавшиеся отбирали и присылали 1-2 свои фотоработы для просмотра в отведённый период времени перед мастер-классом, соответственно заявленной теме. Это прекрасное подспорье для лаконичной и продуманной конструктивной критики.
  • Структурированность . Вне зависимости от предмета обсуждения любое учебное мероприятие должно иметь чёткую структуру и последовательность, которые найдут отражение в пунктах анонса программы. В случае организации мастер-классов это подразумевает теоретическую часть рассматриваемой темы, с подробным освящением всех аспектов, демонстрационную, во время которой наглядно представляется техническая реализация, способы, методики и нюансы работы, практическую, если уместно и необходимо провести отработку материала под руководством ведущего, просмотр работ участников и время для ответов на вопросы.
  • Открытость . Готовность ведущего поддержать конструктивный диалог по теме с участниками, прояснить спорные или трудные для понимания моменты.
  • Дисциплина . Жизнь всегда оставляет место для случайностей или непредвиденных обстоятельств и задача фотографа-ведущего – уметь своевременно с ними справляться, придерживаться главного направления мероприятия, не отвлекаться на лишние подробности и контролировать течение обратной связи со зрителями-слушателями в рамках заявленной темы. Кроме того, необходимо соответствующим образом организовать группу, если планируется проведение практической части.
  • Лаконичность . Любое учебное мероприятие регламентируется временными рамками, в связи с этим подача материала должна носить чёткий и лаконичный характер, чтобы в сжатые сроки наиболее полно рассмотреть все ключевые моменты и сформировать в сознании участников целостную картину, исключающую недосказанность, а также информационные пробелы.
  • Ответственность . Хотя этот пункт и представлен в самом конце, он является основополагающим для всей преподавательской деятельности в любых формах её реализации, так как не только от способностей участников воспринимать и усваивать увиденное и услышанное зависит их собственный рост и развитие, но и от умения автора излагать и облекать в словестную и физическую форму свои мысли и взгляды.

И в завершении хотелось бы напомнить, что, прежде чем давать волю своим эмоциям из-за упущенных возможностей и мастер-классов, стоит хорошо проанализировать свои творческие и профессиональные потребности и лишь тогда делать выводы о необходимости посещения каких-либо учебных мероприятий. А когда это решение будет принято, необходимо серьезно подготовиться, изучить имеющуюся информацию и факты, чтобы даже из единичного опыта вынести максимум полезного для себя и дальнейшей работы и развития.

 
Просмотры: 3074
 

Комментарии: