error
Регистрация

Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий! Часть 3. Конструктивная критика

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Юлия Летняя
Опубликовано: 16.07.2012 в 01:33:48

источник: http://prophotos-ru.livejournal.com/1314917.html

 

В процессе обучения чему-либо, и фотография не исключение, наступает момент, когда нам необходимо оценить уже проделанную собственную работу: выявить ошибки, слабые и сильные стороны, ещё раз переосмыслить всё – это необходимо для дальнейшего роста и развития. В школе эту функцию выполнял учитель, в институте – преподаватель или научный руководитель, но, вступив на путь самообразования, начинающий фотограф оказывается предоставленным самому себе. Возможно ли абстрагироваться от свойственной каждому субъективности и трезвым беспристрастным взглядом окинуть свои первые работы? И если нет, то, какие альтернативы существуют в отсутствии подсказок старшего коллеги?

В представленных статьях вы найдёте:

  • Самообразование начинающего фотографа: проблемы и возможности (Часть 1)
  • Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования (Часть 1)
  • Конструктивная критика (Часть 3)


Обратная связь в конструктивном ключе – очень важная составляющая любого процесса обучения и самая главная проблема при самообучении, так как часто пути её поиска весьма ограничены. Такое положение дел создаёт угнетающее и отчаянное ощущение замкнутости, изолированности, которое многими формулируется: «Я варюсь в собственном соку!» В учебных заведениях, на курсах, в фотошколах, даже иногда на мастер-классах начинающий фотограф имеет шанс показать несколько своих работ и получить более или менее конструктивный отзыв. Но что делать, когда, по тем или иным причинам, это невозможно? Что тогда будет являться мерилом прогресса, как выявить свои ошибки, понять их причину, проработать и избежать их повторения в будущем, чтобы не топтаться на одном месте? Иногда, если фотограф окружён друзьями-коллегами или знакомыми-коллегами, которые так же, как и он, осваивают фотографию в составе некоего фотографического сообщества, группы, можно рассчитывать на взгляд со стороны, который, однако, не лишён субъективности, а порой и пристрастности. В этом смысле пространство Интернета, в виде блогов и тематических объединений, предоставляет практически неограниченные ресурсы для самопрезентации и диалога. Но этот диалог далеко не всегда бывает полезен. Нарваться на резкий, грубый комментарий о собственных фотографиях – это ещё полбеды, неприятно, но не смертельно. Гораздо хуже осознание того факта, что в российских интернет-фото-сообществах напрочь отсутствует представление о такте, деликатности и правилах грамотной обратной связи. И здесь для начинающего фотографа остаётся лишь один выход: научиться вычленять ценные зёрна конструктивной критики в изобилии комплексов и неврозов других людей, желчи и флуда. Как это сделать? Ответ прост:

Выстроить в своём сознании чёткое представление, что есть «конструктивная критика», и по каким признакам её можно отличить .

В словаре С. Ожегова общее понятие критика объясняется следующим образом: «Обсуждение, разбор чего-н. с целью оценить, выявить недостатки». И ещё одна формулировка из толкового словаря В. Даля: «Разбор (анализ) с целью дать оценку».

Ключевыми словами для правильного определения сути конструктивной фотокритики являются два слова – обсуждение и анализ (разбор).

Итак:

  • Цели конструктивной критики : выявление ошибок для дальнейшей работы над ними, то есть, таким образом, обозначение проблемных зон в разных составляющих фотографии, и путей дальнейшего развития.
  • Содержание : критические замечания должны охватывать несколько аспектов фотографии и рассматривать их как частности, так и в общем: идея, композиционное, техническое решения, работа со светом, моделью (если мы говорим о портрете), эстетическое и эмоциональное восприятие, стиль. Если речь идёт об учебном задании, то можно обратить внимание на отдельные составляющие, на которые и было ориентировано фотографическое упражнение (например, управление глубиной резкости для достижения различных изобразительных эффектов, контрастом, работа с цветом или создание серии различных по настроению образов с одним и тем же предметом).
  • Плюсы и минусы : критика становится наиболее полезной тогда, когда мы не забываем вместе с отрицательными сторонами отмечать положительные, потому как только в очень, по-настоящему безнадежном, снимке можно не найти ни одного ободряющего момента. И я имею в виду не попытки потешить чужое самомнение или тщеславие, а лишь необходимость быть честными и объективными, и максимально повысить эффективность анализа проделанной работы. Начинающий фотограф должен знать и о своих сильных сторонах.
  • Аргументация : любое указание на возможную ошибку, или рекомендация, должны носить обоснованный характер, иначе они – не более чем ярлык или субъективное суждение.
  • Эмоциональная составляющая : почти каждому начинающему фотографу хочется головокружительного успеха, громких побед, толп поклонников-почитателей творчества, но обучение – это тяжёлый труд и сложный путь, неотъемлемая часть которого ошибки и промахи, взлёты и падения. К ним нужно быть готовым и воспринимать как полезный опыт, а не фатальную оплошность или слабость. Ошибки помогают нам расти над собой и совершенствоваться в мастерстве, и не совершает их лишь тот, кто ничего не делает.

Но чтобы наше представление о критике и том, какой она не должна быть, получилось полным, хотелось бы разобрать ещё несколько аспектов этого вопроса. Один из них – беспристрастность восприятия. Всё, что окружает нас в каждый новый день жизни, вызывает внутри определённый отклик, хороший или нет, но это формирует наши взгляды, предпочтения, вкусы, выстраиваются различные ассоциативные связи и так формируются образы, представления. Очень часто на конструктивную оценку увиденного влияет эмоциональное состояние человека, зрителя. Бессознательные реакции и чувства опережают наш разум, и мы спешим вынести свой вердикт «нравится/не нравится». А что означает «нравится» и что означает «не нравится»? Это и есть первое впечатление. Много раз я была свидетельницей того, как высокую оценку и похвалу совершенно незаслуженно получали портреты с красивыми девушками в главной роли (ещё лучше – обнажёнными), но слабые во всех других отношениях, и столь же часто зрители несправедливо проходили мимо сильных работ иных авторов, чьи герои выпадали их среднестатистического стереотипа о прекрасном, по причине возраста, скромного наряда, или вообще наличия одежды, а также других второстепенных признаков. Это же явление наблюдается, когда люди видят, к примеру, изображения младенцев или очаровательных домашних питомцев – объективность уступает место бурным эмоциям, и уже ничто не имеет принципиального значения. Разве возможно рассуждать о композиции кадра или световом решении, когда с губ без перерыва срываются отчаянные крики умиления и восторга. И как может реагировать сам фотограф в подобных ситуациях – не погружается ли он в бездну сладкого заблуждения? Как после этого воспринимать действительно конструктивную критику?
Таким образом, и в одном, и в другом случае начинающий фотограф может стать заложником чужого, отличного от его собственного, вкуса или общепринятых шаблонов и однодневной моды.

И теперь я хотела бы отметить, какого рода проявления зрительской аудитории нельзя не только воспринимать как критику, но и позволять им портить себе настроение.

Какой НЕ может быть конструктивная критика :

  • Нравится/не нравится, очень/не очень, никак и т.д. Более абстрактные и субъективные формулировки трудно представить. Приятно, когда что-то нравится, но если нет – этому должно быть логическое обоснование.
  • Покормите модель, не кормите модель, напоите модель, уберите модель . Это тот самый наглядный пример расхождения во вкусах, о котором я писала ранее. Представления о красоте широки и разнообразны (к счастью), и делать вывод об уровне и качестве фотоработы, основываясь исключительно на личных предпочтениях в женской внешности – довольно глупо и не серьезно.
  • О чём это? O _ o Вопрос, конечно, хороший, и даже где-то созвучен попыткам проанализировать содержание работы, но, к сожалению, очень часто встречается без всяких на то оснований. И здесь, очевидно, идёт подмена понятий. Идея фотографии может не всегда иметь вид метафизического чуда, претендующего на острую оригинальность, или ярко выраженный драматический сюжет – фотография может иметь декоративную направленность, когда не содержание, а форма становится смыслом, подобно тому, как беззаботно и искренне мы радуемся тёплому морю или приходу весны.
  • Мне не нравится Ваша задумка! Идейная составляющая чьих-либо фотографий, действительно, может быть близка или нет мировоззрению конкретно взятого зрителя, но за редким исключением этот вопрос лежит вне области оценки общего уровня и качества фотоработы. Сколько людей – столько может быть и мнений, у каждой темы и проблематики есть своя аудитория. Критика же концептуальной стороны фотографии имеет большее значение при организации художественных выставок или проведении фотографических конкурсов. Естественно, дело обстоит иначе, когда реализация (то есть, конечный снимок) разнится с задумкой, и это приводит к нежелательной двусмысленности или неоднозначности восприятия, как бы – посыл автора не очевиден. Но, тем не менее, с подобными суждениями всё равно следует быть осторожнее.
  • Откровенная грубость. Психологические комплексы и порождаемые ими зависть и злоба не знают границ и пределов, а мы никогда не знаем, кто сидит на противоположном конце света, за другим компьютером и, находясь в состоянии полного внутреннего раздрая, не жалеет сил и времени на провокационную писанину. Это тот типаж людей, которым плохо, когда другим хорошо. Агрессоры только и ищут, где бы посеять раздор. И лучшая стратегия самозащиты от них – равнодушие.


Но критику можно искать не только на просторах Интернета. Некоторые фотографические издания, которые имеют свои сайты с подробной информацией, печатают работы читателей в разделе «Критика», например, журнал « Потребитель. Фото и техника ».
Ещё один способ профессионально расти, сопоставляя свои работы с работами других авторов – это участие в фотографических конкурсах. Эту возможность предоставляют такие журналы, как «Foto&Video», « Digital Photo», « Фотодело », «Digital Camera». Существуют также конкурсы, устраиваемые различными фотосайтами и независимые фотоконкурсы. Участие во многих их них не требует членского взноса или предоплаты. Чем может быть полезна такая форма деятельности, кроме, разумеется, шанса выиграть ценные призы? Прежде всего, это получение опыта и выход на качественно новый уровень. На некоторые конкурсы можно отправить фотографии в разгар их проведения, когда из уже имеющихся работ, мы выбираем те, которые соответствуют заданной тематике, о других – мы узнаём заранее, что позволяет, сделать фотосессию специально для участия. Такая форма работы ставит перед фотографом новые задачи, решая которые мы осуществляет рост, стремимся к новой высоте. Ещё один важный аспект – это решимость. Не нужно бояться проиграть или занять второстепенные призовые места. Мир покоряется целеустремлённым людям, и страху нет в нём места, иначе дрожа и заикаясь можно всю жизнь топтаться на одном месте, так ничего и не достигнув. Нет ничего ужасного в первых неудачах, они бывают весьма поучительными.

 
Просмотры: 1891
 

Комментарии: