error
Регистрация

Музыка и изображение в фотографии

Рубрика: «Это интересно / Юмор»
Автор: Дмитрий Ульянов
Опубликовано: 12.08.2015 в 21:20:59

Музыка и изображение в фотографии

 шедевры отбирает история

  

Что делает фотографию "удачной"? Запоминающейся? Отличающуюся от других? Строгое соблюдение правил съемки? Совершенная композиция? Цветовое решение? Сочетание застывшего покоя и движения? Чем похожи музыкальные ноты и звуки на зрительные цвета? В чем отличия? Двух очень «похожих», но совершенно «разных» снимков? Как в технически совершенно исполненной фотографии найти черствого человека, а в "простом" неказистом снимке открыть для себя душу автора, найти поэта, художника, композитора...?

 Начну этой публикацией серию статей на темы искусства, изображения, музыки, современных технологий, эстетики, сверхвосприятия, стиля и собственной попытке разобраться в некоторых вопросах фотографии, искусства, философии и не только. Ниже, приведу немного адаптированный мной для восприятия, очень важный для начала разговора отрывок из книги Б.В. Бирюкова, И.Б. Гутчина "Машина и творчество" (Москва, Радио и связь, 1982).

 Искусствометрия или информационная эстетика

           Люди давно пытаются понять, почему что-то красиво, а что-то — нет. Принято полагать (и это, по-видимому, соответствует истине), что на уровне формально-логических рассуждений проблема эта не решается. Но все же: не могут ли в чём-то и здесь помочь машинно-кибернетические методы? В "чем-то"— безусловно могут. Попробуем хотя бы частично разобраться, в чем же именно.

 Н. П. Акимов в своих "Мыслях о прекрасном" писал, что если бы наряду с "точными науками" у нас была узаконена область "неточных наук", то первое место в ней по праву заняла бы эстетика. И это естественно, ибо вне восприятия нет искусства, а художественное восприятие индивидуально. Говоря словами Б. М. Рунина, "эффект художественности представляет собой момент содержательного взаимопроявления двух информационных потоков. Внешнего, идущего от объекта восприятия, и внутреннего, идущего от субъекта восприятия ... Художественность - есть мера взаимоотражения объекта восприятия и субъекта восприятия". Это очень важный с научной точки зрения факт. Совпадающий с основными понятиями такой науки как физика. Что измерительный инструмент непосредственно влияет на результат измерения и вместе с объектом измерения составляет замкнутую систему. И основной постулат квантовой механики про неопределенность спина электрона до момента его измерения.

 Однако, как ни велик диапазон параметров, характеризующих огромное множество субъектов восприятия искусства, к нему в некоторых рамках все же приложим ряд подходов, почерпнутых из математической статистики. По крайней мере, можно попытаться формализовать представление о прекрасном на пути статистического анализа эстетических объектов, разыскивая "точки пересечения" индивидуальных взглядов большого числа потребителей данного произведения искусства. Мыслимо, например, на основе вычисления статистических характеристик некоторого множества общепризнанных произведений искусства составить своеобразный "каталог" их структурных особенностей и уже в его рамках искать количественные выражения "секретов красоты". В этом случае машина, обладая огромной аналитической мощью, могла бы помочь человеку в оценке данного произведения, исходя из хранящихся в её памяти критериев прекрасного, выработанных на основе предварительного анализа уже признанного множества образцов.

        Такой подход может вызвать резонное возражение: подлинно новаторское высокохудожественное произведение может получить очень низкую оценку. Верно. Но от этого недостатка не избавлено и "традиционное" искусствознание. История даёт много примеров. Отметим лишь некоторые из них.

         Иоганн Себастьян Бах по оценке своих современников всю жизнь оставался провинциальным музыкантом средней одарённости и как композитор не привлёк к себе внимания. Его произведения при жизни оставались в рукописях, а часть из них была продана на вес как макулатура. Его вдова была зарегистрирована магистром как "женщина, живущая подаянием". Напротив, сын его Карл Филипп Эммануил Бах, с нынешней точки зрения композитор средней руки, в своё время считался крупным музыкантом и даже удостоился имени "Великого Баха".

        Знаменитый французский композитор Бизе был доведен до отчаяния холодным приёмом оперы "Кармен". Так же холодно были приняты оперы "Руслан и Людмила" Глинки, "Пиковая дама" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского, "Снегурочка" Римского-Корсакова. Публика освистала "Севильского цирюльника" Россини, "Фиделио" Бетховена, большинство опер Вагнера.

         О первом выходе на экран ныне знаменитого кинофильма "Чапаев" Г. и С. Васильевых В. Шкловский в своих мемуарах "Жили-были" (1964 г.) пишет: "Я помню просмотр киноленты. Слухи были неблагоприятными. Один из руководителей, имя которого вежливо забуду, просмотрев картину, оправдывая неудачу, сказал: "Годно для клубного экрана"".

         Эти и подобные им примеры утверждают нас в истине: создание шедевра — не только технический вопрос, но и социальная проблема: шедевры отбирает история. Понять, почему, то или иное произведение стало шедевром, а тот или иной человек признан гением, сложная проблема искусствознания и психологии в целом. Вряд ли кибернетика скажет здесь весомое слово. Другое дело – помощь искусствоведению в решении более скромных по масштабам, но все-таки важных задач, скажем, такого типа: что именно и по каким критериям целесообразно "численно" оценивать в таком сложном явлении, каким является искусство (тот или иной жанр искусства, тот или иной вид художественных произведений и т. п.), какие процедурные формы предпочтительнее при оценке произведений в зависимости от жанра, каковы рекомендуемые методы количественного "взвешивания" произведений данного вида искусства и т. п.

         За "Круглым столом" журнала "Вопросы философии" говорилось: "Задача искусствоведения состоит в том, чтобы понять, как и для чего создано художественное произведение, в том, чтобы обосновать эстетические оценки и устранить всяческую вкусовщину". Измерение эстетических оценок математическими методами как раз и направлено на оказание помощи искусствознанию в решении этих задач. Это научное направление ещё не получило общепризнанного названия: в одних работах оно именуется "информационной эстетикой", в других — "математической эстетикой", в третьих - "искусствометрией".

        Все известные работы по искусствометрии направлены на оказание помощи "традиционному" искусствоведению и отнюдь не претендует на какую-либо "замену" или "подмену" его. Общая задача искусствометрии проста: подобно тому, как физика описывает законы естествознания языком формул и чисел, так и другой полюс мира, "вторая культура" (в терминах Ч. Сноу) — искусство должно описываться не только субъективными понятиями ("восхитительно", "я потрясен" и т. п.) и не только подвергаться содержательно-качественному анализу компетентных специалистов, но и — там, где это возможно, — выражаться системой величин, взаимосвязанных некими (требующими своего постижения) отношениями, которые носят более или менее формализуемый характер. Иначе говоря, ожидается, что математические методы и их орудие — вычислительные машины – способны выступать в качестве инструмента вспомогательного искусствоведческого анализа.

        Начало искусствометрии большинство авторов относят к 1928 г., когда американский математик Г. Д. Биркгоф в работе "Эстетические измерения" впервые ввел предназначенную для численного выражения эстетической характеристики произведения искусства меру: М = O/С, где О — мера упорядоченности, а С - мера сложности элементов, которые составляют данное произведение. Разумеется, остаётся много произвола в вопросе о том, как определять численное значение меры упорядоченности и меры сложности.

 Оценку фотографий можно считать одной из частных искусствометрических задач, а саму фотографию формализовать до понятия: «Социальные функции художественной самодеятельности» и в его оценке использовать метод экспертных оценок.

        Метод экспертных оценок основан на предположении о наличии у эксперта-специалиста "практической мудрости" и проницательности, относящихся к данной области деятельности, что должно дать возможность получения адекватной картины явления. Метод этот оснащён весьма разнообразным математическим аппаратом (реализуемом на ЭВМ), который позволяет использовать ряд способов выработки коллективного мнения экспертов по вопросам, подлежащим оцениванию.

        Главные проблемы метода экспертных оценок состоят в получении достаточно надежной информации, содержащей действительные мнения экспертов и притом представленные в виде сопоставимых формализованных данных. И дальнейшая разработка процедур работы экспертной комиссии типа жюри в зависимости от целей экспертизы, состава жюри, понимания ими объекта оценки, его функций и выдвигаемых в зависимости от этого, критериев оценки.

        Важно, что произведение искусства – как и в прежние, "докибернетические" времена – оценивают, конечно же, люди — специалисты в искусствознании; однако использование ЭВМ создает эффект целостности, превращающий жюри в некий "конденсатор" коллективного опыта, коллективного мнения, который выражает более адекватную оценку — и интегральную (обобщенную), и, если это требуется, по отдельным элементам произведения (или исполнения). Но чтобы выделить эти элементы, требуется провести обширную исследовательскую работу, побочным (но важным) результатом которой явится унификация и формализация ряда искусствоведческих критериев и понятий, относительно которых до этого приходилось рассуждать в общих выражениях …

 Продолжение следует …

 
Просмотры: 1309
 

Комментарии:

delete (id123997)
Некрасиво присваивать авторство!
13.08.2015 - 09:15:22
 
delete (id123997)
Под моим фото пишите автором являетесь вы некрасиво!
13.08.2015 - 09:16:56
 
Дмитрий Ульянов
понятно. мне неприятен этот конфликт. хотел порадовать всех хорошей статьей и Вашей замечательной фотографией ... видно, не судьба)
Уважаемая Елена) Сейчас все исправлю и уберу фотографию) очень обидно вот так начинать знакомство ...
13.08.2015 - 09:22:15
 
Дмитрий Ульянов
в редакторе блога нет возможности сделать описание фотографии для анонса ... в этом нет моей вины ...
13.08.2015 - 09:26:34
 
Дмитрий Ульянов
8.1.3. Пользователь, размещая на Сайте принадлежащий ему на законных основаниях Контент, предоставляет другим пользователям неисключительное право на его использование путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда такое использование причиняет или может причинить вред охраняемым законом интересам правообладателя.

8.1.4. Использование Пользователем Контента, доступ к которому получен исключительно для личного некоммерческого использования, допускается при условии сохранения всех знаков авторства (копирайтов) или других уведомлений об авторстве, сохранения имени автора в неизменном виде, сохранении произведения в неизменном виде.
13.08.2015 - 09:30:00
 
Владимир Богославец
...Историю пишут люди ... ...Разные люди - пишут разные истории... ...У каждой истории - есть свой заказчик... ... Ш Е Д Е В Р Ы - назначает з а к а з ч и к...
14.08.2015 - 02:32:11
 
Дмитрий Ульянов
заказчик - это тоже История, если хотите ... Ван Гогу с "заказчиками" "не повезло" ... а тем не менее, История "назначила" его быть Ван Гогом в итоге ...
14.08.2015 - 07:54:23
 
Владимир Богославец
...А , что с Ван Гогом не так ? Классический пример коммерческого бренда - дешево купили - дорого продали... ...Надо будет включат в и с т о р и ю - не надо - выключат...
...товар-деньги-товар...,....что "первобытные" хуже Ван Гога рисовали (?) - отнють... ...П р о г р е с с - навязчивая иллюзия - часть коммерческих отношений...
14.08.2015 - 14:14:53
 
Дмитрий Ульянов
Уважаемый Владимир)
Если честно, то все с этим Ван Гогом не так ...) хочу еще к нему возвращаться не раз в своих блогах. обдумываю пока материал для публикации по нему ... (вот дался он мне ...) ))

Прогресс - достаточно сложное и комплексное явление. Не рискну развивать здесь эту тему.

Но, интересно всегда другое... Что сделало "Ван Гога" "товаром"? В связи с размышлениями на эту тему, мне очень интересно будет узнать Ваше мнение о Сафронове. Никасе ... можно все обсудить в привате или обменяться почтой ... если, конечно, Вам это будет интересно ...
15.08.2015 - 10:16:09
 
Владимир Богославец
...Жизнь, вообще-то, во всех своих проявлениях, сложное и достаточно вредное явление - от этого даже умирают...
...
...Думаю, система " товарно-денежных отношений" и сделала - по умолчанию (как в народе говорят) ... ...Сформировала - отжала - и выбросила... ...Ну , а коммерческий проект "Ван Гог" (в отличии от автора картин) успешно живет и развивается...

...В нашем иллюзорном Мире - продажа иллюзий самое доходное дело ... ...
15.08.2015 - 12:45:56
 
Дмитрий Ульянов
есть современное слово ))) виртуализация )))
виртуальные деньги проще печатать и быстрее обращать ...
15.08.2015 - 15:12:19
 
Владимир Богославец
...На текущий момент, их уже не печатать, не обращать не надо - а только приумножать путем, банальнейшего, дописывания нулей - финансовый капитализм - время роста финансовых пузырей не связанных с производством - деньги делают деньги... ...
15.08.2015 - 22:51:20
 
Дмитрий Ульянов
мне бы сейчас не помешало дописать восемь-девять нулей после единички ... в своей банковской карте ...)) для справедливости и симметрии, можно столько же нулей зачеркнуть в возрасте Вселенной ... все равно она ничего не заметит ...
16.08.2015 - 07:57:17
 
Владимир Богославец
...Вселенная, возможно, и не заметит - а жлобы банковские мимо не пройдут )))...
...К стати о птичках...
16.08.2015 - 18:20:53
 
Владимир Богославец
...Возвращаясь к теме статьи... ...Термин п р о и з в е д е н и е искусств предполагает некий результат о п о с р е д с т в о в а н н о г о взаимодействия двух субъектов (сомножителей) - автора и зрителя , предположительно, находящихся в русле одной культурной традиции ( т.е. способных воспринимать мир и обмениваться информацией в понятных обеим терминах)... ...То есть - искусство автора (множимое) умноженное на искусство зрителя(множитель) дает тот уникальный результат - п р о и з в е д е н и е и с к у с с т в, которое оным является только в момент взаимодействия со зрителем, что , собственно и делает его уникальным... ...Сколько зрителей - столько произведений - и каждое уникально, неповторимо, неуловимо, глубоко субъективно, ну и н е ф о р м а л и з у е м о разумеется... ...
...Извечное противостояние у н и к а л ь н о г о и у н и в е р с а л ь н о г о ...
17.08.2015 - 02:35:15
 
Дмитрий Ульянов
Уважаемый Владимир)
Какой замечательный разговор получается ...) и это только на вводной статье ...
мне 15 лет после "вышки" потребовалось, чтобы окончательно понять и прочувствовать один из основных постулатов квантовой физики о неопределенности спина электрона до момента его измерения.
поэтому, до момента "осмотра" невозможно сделать вывод о том, является ли (в нашем случае) фотография - предметом искусства или это "мусор голимый" ... если принять на вооружение концепцию веры в Бога, то он (Бог) есть во всем, что нас окружает и в нас самих.
тогда, учитывая все вышесказанное мной сейчас, напрашивается два вывода.
вывод первый. любая фотография является предметом искусства.
вывод второй. "потребительская" ценность предмета искусства "определяется" "количеством" и "качеством" "божественного", "готового" к "идентификации" сторонним наблюдателем. прошу прощения за такое количество кавычек, они мне представляются уместными в данном случае для более "правильной" трактовки текста.
и, вывод - дополнительный, сопутствующий второму. наиболее полно дать оценку (измерить) произведение искусства может наиболее подготовленный зритель (как измерительный инструмент). путем осмотра, то есть, образовав с произведением искусства общую замкнутую систему.
17.08.2015 - 08:35:04
 
Владимир Богославец
...Для меня, вообще, чудо , что "после ""вышки"" мы, вообще, с Вами разговариваем)))....
...Значит министерство образования не справляется (слишком увлеклись коммерциализацией и монетизацией) с основной функцией - искоренение знания и тяги к познанию... ...

...Возвращаясь к теме... ...В древнем мире Автор сам готовил себе Зрителей (соавторов) и общался с ними (учениками) в живую - д и а л о г "акт устного произведения искусств" не всегда фиксировался (в виду обыденности)... ...Если число одновременных соучастников не ограничивалось - возникала о р г и я (от слова орать - шумно обсуждать)... ...Успешных участников спора (способных стать лидерами творческих баталий и вести спор (удерживать логическую нить) в режиме м о н о л о г а - назвали ораторами - особое искусство вести диалог со своим " вторым Я" - публичная шизофрения - дикари одним словом...)))
...В современном (вывернутом на изнанку) мире от зрителя (довольно успешно) скрыты его роли и обязанности (быть в контексте и высоко нести градус креативности) и (довольно успешно) сведены к банальному потребительству( на радость или по заказу коммерсантов )... ...Невольно вспоминается "Хозяин Чукотки" с продажей патефонных труб без патефонов.... ...Как далеко мы продвинулись (под знаменами "прогресса") к светлому будущему - даже , страшновато , спиной подходить к зеркалу - а вдруг он уже вернулся (отрос ) на место(???)...
...
17.08.2015 - 14:09:38
 
Владимир Богославец
...Оговорюсь - любая фотография( на правах изображения, хотя и механистическим способом,) П О Т Е Н Ц И А Л Ь Н О является П Р Е Д М Е Т О М И С К У С С Т В А - (как,в прочем, и ВСЕ я в л е н н о е нам в этом обласканном С В Е Т О М Мире... ...Абстрагируясь по возможности, фотоаппарат - представляя собой механистическую модель человеческого глаза (отметим - только глаза), с присущими ему недостатками, выдает на выходе, довольно подробный ПРОТОКОЛ свето-теневых отношений объектов заполняющих окружающее нас пространство - как-бы фиксирует( визуализирует,концервирует) на плоскости проекцию трехмерного Мира (что, в п р и н ц и п е, не возможно без искажений)... ...Сглаживанием этих(неизбежно возникающих) противоречий у прототипа (т.е. человека) занимается мозг - в фотоаппарате ЭТИМ зантся, пока, некому.... ...То есть она, пока что, должна быть ОЧЕЛОВЕЧЕНА (включена в творческий акт) - стать участником межличностных отношений...
...То есть,( за последние 200 лет) мы успешно смоделировав глаз(отдельное спасибо Леонардо) с переменным успехом пытаемся смоделировать мозг - пока, почти, безуспешно - препарировать ( ломать) уже получается, синтезировать (строить) как всегда не очень...
...Хотя, включить фотоаппарат в систему Глаз- Мозг до смешного просто - просто взяв его в руки и манипулируя всеми его наворотами в свое удовольствие и на радость окружающим(порой заинтересованных)...
17.08.2015 - 16:45:57