error
Регистрация

Марш фотолуддитов

Рубрика: «Это интересно / Юмор»
Автор: rifma morev
Опубликовано: 16.08.2014 в 08:15:26

Олдскульные фотографы всегда сражались!

Сражались с зерном, скверной резкостью, недо-/переэкспонированием.

Упрямо «пушили» плёнку, повышая чувствительность подслеповатой эмульсии. Религиозно блюли температурный режим и ритуал правильного вращения фотобачка. А потом колдовали со смачивателями (чаще — квантом шампуня), чтобы, не дай бог, на капризной подложке не остались следы от высохших капель. И, уже под занавес, в нитяных белых перчатках, словно вышколенные викторианские мажордомы, благоговейно рассекали целлулоидную плоть плёнки.

Затем начиналось камлание с фотоувеличителем. Непременно с правильными антиньютоновскими стёклами прижимной рамки. Грамотным вычитанием пыли с негативов. Секретными формулами проявителей, которые самые ревностные адепты всегда составляли лично. Для чего выцепляли в магазинах химреактивов дефицитные глицины и амидолы.

Поэтому для самых рьяных фотографов любимым чтением на ночь, зачастую становился томик «Рецептурного справочника» Микулина. От названий «Глициновая кашица Гюбля» и «Синий неофин» сладостно кружилась голова и внутри порхали цикады.

* * *

Потом улицы наших городов нагло атаковали кодаковские минилабы и фотография из тайной доктрины превратилась в эстетический фастфуд.

Минилабы сменила победная поступь «цифры», которая через какой-то десяток лет сумела добиться всего, чего так недоставало плёнке: «звенящей» резкости; запредельного разрешения; почти безразмерного баланса белого и ISO при котором можно снимать там, где человеческие глаза уже стыдливо бредут на скамейку запасных.

В результате фотоэволюции возник технически безупречный кадр: бескомпромиссно резкий; идеально экспонированный; с изысканной цветопередачей. Казалось бы: вот оно счастье! Протяни руку и получишь. Теперь мобильником легко снять то, для чего раньше потребовался бы грузовик громоздкой аппаратуры.

* * *

Ликуй, фотограф! Наконец у тебя не будут потеть ладони в душном чёрном мешке, когда ты наматываешь плёнку на катушку. Ты можешь позабыть о хрупких стеклянных светофильтрах для коррекции цветовой температуры. Отныне твои лёгкие не будут страдать от вредных миазмов фоторастворов. А позвоночник — хрустеть от неподъёмного кофра.

Теперь ты можешь получить почти идеальное изображение, таская в кармане джинсов камеру размером с пачку сигарет. Ура!

И все заликовали и пустились в виртуальный пляс.

Но ненадолго.

Поэтому «идеальная» цифровая фотография быстро приелась. И все дружно принялись ностальгировать о том, с чем прежде сражались: уютном зерне, тёплых плёночных тонах и даже клинописи пылинок на эмульсии. Отныне все эти былые недостатки стали опознавательными знаками истинной аналоговой фотографии, которой, в противовес суррогатной цифровой, сразу же присвоили титул «настоящей».

Grant_Dmitry_1

Свершилось! Замороженную пиццу, которую нужно лишь разогреть в микроволновке, теперь продают в любом супермаркете. А рядом — электронные сигареты, имитирующие почти правдоподобный дым. И безалкогольное пиво.

Все эти товары сбалансированы, экологичны, антисептичны и почти полезны. Но мы всё равно предпочитаем пахнущий дымком шашлык, душистый виргинский табак и кружку настоящего густого «гиннесса».

Человек так устроен, что чрезмерное совершенство ему приедается. А тем более, когда в жертву этому мнимому совершенству принесены вкус, запах или звук.

* * *

Если вдуматься в алгоритмы обработки цифровых изображений, то нельзя не заметить некую пикантную подробность: все манипуляции с «цифрой» есть не что иное, как попытка закамуфлировать её «под плёнку».

Но и этого оказалось недостаточно. Появились «фотолуддиты», которые с упоением стали безжалостно ухудшать технически безупречные цифровые кадры. Добавлять всё то, с чем раньше яростно боролись: зерно, царапины, цифры в межкадровых интервалах, прорези перфорации и даже (о, ужас!) виньетирование.

Так в нашу жизнь вломился Instagram — сервис, где с помощью набора фильтров, совершенное (читай — «бездушное») цифровое изображение стало возможно сделать менее совершенным. Добавить ему «плёночности». Убить резкость, цвет, разрешение. В знак протеста против отлакированной безупречности. А всё потому, что любому фотографу (чем бы он ни снимал) унизительно чувствовать себя молекулой визуальной ноосферы. Ведь философия «цифры» балансирует на двух китах: предсказуемости и повторяемости результата. В отличие от плёночной фотографии, которая, как раз напротив, абсолютно уникальна в своей неповторимости. И позволяет проявлять индивидуальность даже в выборе эмульсии и экспонирования, не говоря уж о кунштюках проявления и печати. В плёночной фотографии был заметен почерк каждого фотографа. А цифра всё нивелировала, унифицировала, привела к визуальному идеалу, и тем обезличила.

* * *

В начале нулевых в сети бушевали виртуальные битвы: плёнка vs цифра. Теперь всё встало на свои места. Цифра прочно заняла нишу продукта повседневного употребления. А плёнка превратилась в лакомство для избранных.

В жизни редко пересекаются те, кто закачивает музыку в MP3 плееры, и те, кто слушает винил. Потому что ввинтить наушники в уши и пританцовывать под рэп в метро, это совсем не то, что очистить специальной бархоткой пластинку, бережно извлечённую из глянцевого конверта, трепетно возложить её на вручную выточенный диск деки и специальным лифтом благоговейно опустить тонарм.

Так гурман не станет питаться пельменями из пачки, а книгочей слушать аудиокниги. Ценитель кино предпочтёт пойти на премьеру в кинотеатр, вместо того, чтобы поглазеть «экранку» на ноутбуке. Любитель парфюма поостережётся пользоваться дешёвыми духами, а поклонник живописи не удовлетворится репродукцией. Да и настоящий болельщик всегда предпочтёт стадион телевизору.

В мире всегда будут те, кто всегда выбирает подлинник и те, кому сгодится и подделка. Те, кто предпочтёт эксклюзив и кто удовольствуется массовым тиражом. Здесь нет правых и неправых. Каждый волен выбирать своё.

* * *

Цифра для тех, кто предпочитает простоту, невзыскательность и скорость. Тех, кто привык пролистывать на компе тысячи почти одинаковых кадров.

Плёнка — это выбор для личности. Тех, кто не ленится покупать еду в проверенных местах, а за одеждой предпочитает отправляться в пусть недорогие, но дизайнерские бутики. Тех, кто любит живые цветы, а не виртуальные открытки в соцсетях. Тех, кто предпочтёт получить вместо тысячи однообразных цифровых фоток пять десятков воздушных, пропитанных энергетикой плёночных кадров, чтобы потом со смаком рассматривать их в лучах слайд-проектора на экране.

Конечно, плёнку можно оцифровать. И тогда эти изображения будет легко выложить в Интернет или переслать друзьям.

Но это всё равно будут принципиально иные фотографии, нежели изначально снятые на цифровую камеру. В них появится воздух, красивый цвет, фактурность.

Grant_Dmitry_2

Это произойдёт не из-за того, что в плёнке уже содержится какое-то мистическое начало (хотя, если честно, оно там есть). А потому, что цифровое изображение — это набор математических формул, где учтена прихоть каждого пиксела. А зерно эмульсии ведёт себя почти хаотично; кристаллы серебра каждый раз выстраиваются в непредсказуемые узоры и от того любой плёночный кадр уникален. Самобытность аналогового изображения зависит от таких принципиально неповторяемых факторов, как полив эмульсии; чистота химреактивов; скорость вращения плёнки в проявителе, температура и влажность и ещё сотни других. Все эти процессы невозможно смоделировать повторно, поэтому каждый ролик плёнки, каждая отпечатанная вручную фотография будет обладать неповторимой индивидуальностью. Именно такой, которую заслуживает наша уникальная жизнь, запечатлённая на плёнку.

Если «цифра» — это продукт человеческого разума, то плёночная фотография — письмена Бога.

Поэтому если нам нужно просто зафиксировать некое событие, то сгодится и «цифра», но если мы намерены получить не только сухую констатацию происходящего, но и подлинно художественную фотографию, вобравшую в себя всю энергетику высших миров, то от плёнки никуда не деться…

«Цифра» — это мода, причём вчерашнего дня. «Плёнка» — это стиль.

А, как верно подметила Коко Шанель, — мода проходит, а стиль остаётся.

http://www.raccordgroup.eu/марш-фотолуддитов/

 
Просмотры: 894
 

Комментарии:

delete (id17158)
Всё правильно! И Што? :-)
16.08.2014 - 12:05:19
 
rifma morev
Это как в анекдоте!)-кто там!смерть твоя!и что?и все!))
16.08.2014 - 12:55:25
 
delete (id17158)
В смысле - конец фотографии? :-))) Ну и "эХ" с ней! :-)
16.08.2014 - 17:47:23
 
Alloxa *
Пьяный бред, иначе и не скажешь... и вот почему = основным достоинством фотографии становится носитель, а не её содержимое. ...будто содержание Библии потеряет ценность, если она, боже упаси, на цифровом носителе.
Кстати, мозг не воспринимает аналогового изображения!!! мозг воспринимает импульсы - ЦИФРУ = https://www.youtube.com/watch?v=KIMXKyCpJBU.
ЗЫ Мой пленка-стаж более 30 лет... но только благодаря цифре я начал получать результат, который меня устраивает на 90-95%. ;)
16.08.2014 - 18:37:08
 
Ахмед Овезмухаммедов
По моему,Вас понимают все --более-менее знавшие пленку...
Все дела, связанные с аналогом--это энергетика,это чувства и мысли,которые,как
известно материализуются и несут в себе тот кайф,который цифра и с места не сдвинет...
Дело сейчас в другом...Простота получения изображения ,причем -технически
более качественного ,должна вдохновить нас на новые идеи .
Снимать надо душой , а не фотоаппаратом,неважно --каким...
Душа ,--она и сквозь цифру пробьёться...
17.08.2014 - 00:12:43
 
Alloxa *
Ахмед Овезмухаммедов, я убежден (потому, что проверил на собственном опыте), что плёнка, как носитель, не способна передать энергетику души убедительнее цифры... потому, что вероятность получения нужного мне результата (живой картинки-отпечатка), у плёнки в разы меньше, чем у цифры. У пленки, сам процесс изготовления снимка интереснее, в какой-то степени, из-за растянутого во времени и непредсказуемости результата. Но в мои года, непредсказуемость уже не сильно радует - материться при внуках стыдно.
За Ваше верное "Душа ,--она и сквозь цифру пробьёться.." с меня причитается... ;)
17.08.2014 - 03:36:42