error
Регистрация

Классификация портрета. rev.1

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Евгений Нодвиков
Опубликовано: 16.11.2013 в 19:04:12

Классификация портрета. rev.1.1

Изначально, эта статья планировалась, как сугубо утилитарная вещь, для проекта портретного портфолио ревю, но кажется, вылилась во что-то большее. В некую попытку привести к логическому соответствию всю мешанину портретных жанров и направлений.

А началось все с попытки классификации портрета Андреем Рогозиным, и основная мысль, принцип и отправная точка её принадлежит ему.

И так, вот он собственно субъект классификации – портрет.

Что же самое глобальное, что разделяет все фотографии в этом жанре. Все просто, это-то - для чего мы его делаем. Для себя любимых или на заказ. Это различие и вносит в конечный продукт ту суть, подход, по которому ее, фотографию будут оценивать, каким требованиям он должен соответствовать и каким чаяньям удовлетворять.

 Для себя.

Это те портреты, которые мы делаем сами, не заставляя себя, не вымучивая и не преодолевая тошноту от содеянного. Это съемки, в которых нет правил, нет границ фантазии, поискам. Мы снимаем эти портреты, потому, что не можем не снимать, это наша любовь, наш хлеб насущный и наша религия, аминь. Внешних требований никаких, а вот внутренних… Глубже, ярче, пластичнее, цвет не тот, шумит картинка, мало зерна, много зерна, да мало ли какие у кого загоны и фетиши в фотографии. Они разные эти портреты, они - наше отражение. Потому что, снимая их, мы снимаем не столько портретируемых, мы снимаем отражение себя в них. Не нравится отражение – ну как говорится неча на зеркало то пенять, коль сам такой. А то и заветы дедушки Ленина припомнить не помешало бы, там, где про учиться, учится и еще раз учиться…

А как поделить их, те что «для себя»?

Арт, этюд, фиксация и реклама. Вот они четыре кита, на которых я смог поделить всю фотографию «для себя». Они часто и не присутствуют в чистом виде, они перетекают и сливаются в причудливых сочетаниях, но тем не менее их можно четко вычленить.

Начнем с базиса, то с чего все начинают и на что опираются впоследствии.

Этюд - это та фотография - учебная, тренировочная, та, что снимается с целью наработки навыка, поиска стиля, это ошибки, пробы. Это то, что делается в поиске себя, своей картинки, своего, в конце концов, почерка или стиля. Мы копируем, подражаем и впитываем, отсеиваем и отторгаем, выделяем главное для нас, это то из – чего складываемся мы, как авторы.

Фиксация - это вся фотография и фотография, основанная на умении видеть момент. Событийная, репортажная, стрит, не постановочное семейное фото, жанровая фотография.

Фиксация, это тот пласт фотографии, который учат нас наблюдать, выжидать и предвидеть, оценить навскидку ракурс, свет и в нужный момент оказаться именно там – где это необходимо, и нажать на спуск затвора на долю именно тогда, когда нужно. Это та фотография, которая учит подсознательно оценить все поле кадра, укрупнить или обобщить план. Это и бесконечное поле, где можно оттачивать мастерство, и  площадка, где можно блеснуть высшим пилотажем или… Ну не будем о грустном.

Реклама, как так? Это же насквозь коммерческий вид съемок, скажете вы. Нет, реклама бывает и неявной, имиджевой, она может быть и в виде фотографий некоммерческих, но направленных на создание репутации сильного фотографа в определенных коммерческих жанрах, рассчитана на привлечение клиента, поклонников. Она может сниматься в жанре, стиле, направлении в котором человек может и не особо любить работать. И поверьте неявная рекламная фотография сейчас встречается куда чаще чем арт, и уж тем более экспериментальная фотография.

 И наконец, последний в списке, но далеко не последний по значимости, – его величество арт.

 

Что такое арт. Арт, понятие слишком глобальное и широкое. Каждый находит свои, близкие и важные нам как авторам аспекты. Давайте попробуем выделить его основные, самые общие направления:

Портрет с акцентом на характер, эмоцию, настроение. Психологический и эмоциональный, тонкий и пронзительный, тот, что погружает, невероятно глубокий. Живой. Это то, что можно назвать стоп кадром из жизни, стоп кадром момента, наиболее точно и полно раскрывающим суть портретируемого и вашу, автора суть, то, что вы смогли разглядеть, зафиксировать во всей ее глубине.

Портрет с акцентом на красоту и эстетику линии. Эстетика естественности и вычурности, линий тела, лица, обрамлений, эстетика целого и частного. Не использующие эмоциональные и смысловые посылы, pure beauty.

Портреты образные, иносказательные с акцентом на символизм и ассоциативный ряд. Портреты романы и эссе, притчи и фабулы, рассказы и анекдоты. Портреты хоррор и трэш, психодел и чистая клиника.

Экспериментальная фотография. Это то, что вызывает на момент когда это показывают зрителю в первый раз неприятие и отторжение, потому, что зритель любит, чтобы его удивляли, но удивляли чем-то привычным, а по прошествии некоторого времени становятся трендами и писками сезона. Это то, что движет фотографией. Безумно гениальные и просто безумные. Иногда это новое прочтение, чего-то, хорошо забытого старого, а иногда, прорывы и откровения, формирующие будущее фотографии. То какие черты она приобретет завтра, через годы или не приобретет никогда и останется в единичных прорывах гениев или затеряется навсегда. А навсегда ли? Кто знает, может полный провал сегодня, потомки сочтут проявлением гения человеческого.

На заказ.

 Фотография на заказ. Та фотография, которая кормит фотографов профессионалов, которая притягательный магнит, как варенье или иная субстанция, что там влечет и манит новичков.

 

Каковы ее киты? На чем стояла, стоит и стоять будет фотоиндустрия? Максимально обобщенно.

Рекламная фотография, глянцевая фотография или чуть шире – журнальная, Съемка на корпоративного заказчика, съемка на «прямого» заказчика, фотодокументалистика и фейскаталожка.

 Рекламная фотография. Самый регламентированный вид фотографии, где функция фотографа зачастую сводится к пальцу нажавшему на кнопку затвора и подписи под конечным продуктом. Как еще это охарактеризовать, съемка строго по брифу. Как баре платят, так медведи и пляшут. Ни миллиметра в сторону, любую. А в пресловутом брифе прописано и утверждено заказчиком ВСЕ, а что упущено будет дописано и утверждено.  Даже то, каким строем и по каким углам должны летать пылинки в студии и куда и какого цвета пометом должны какать голуби на локации. Ну если конечно вы не Лиллиан Басман или Паоло Роверси и тебе не дают карт-бланш. Со словами, сделай так, как можешь только ты.

 

Журнальная фотография (глянец). Еще один магнит, в поле притяжения которого многие попадают, кто-то в издательствах попроще, гораздо реже в более популярных и маститых. Из них многие гордятся, а некоторые, попав - стесняются как венерических болезней. В глянцевой фотографии правит его величество Формат, в лице арт-редактора. А раз Формат у нас получается существо одушевленное, то в наличии все прелести от вкусовщины и образованщины до банального кумовства. Для сторонних фотографов Формат может приобретать самые изощренные, не сказать еще хужей стороны, а для своих, мягко прогибаться, приболеть куриной слепотой, катарактой или слабоумием. К чести сказать тут уж как повезет на тот самый Формат, есть и вполне адекватные, и профессиональные в своем деле представители этого племени. А вообще глянец – любимый жанр производителей косметики. Это тонны ежесуточно потребляемого продукта. Как ее после этого не любить.

Что отнести к журнальной фотографии.

Фэшн (мода). Тут разлет и разбег весьма высок – это и эдиториал и съемки с одним источником на однородном фоне. Интерьер и локейшн. Серии и одиночные фотографии. Цель одна - показать одежду во всей ее красе. А уж, как и почему – Формат обязательно вам расскажет.

Бьюти и гламур. По сути те же яйца – вид в профиль. Хотя иногда забавно наблюдать, как голодные студентки изображают из себя светских львиц. А стекло и бижутерия – выглядят брульянтами и прочими роскошествами. Вот только почему львицы зачастую столь скудно одеты, декорированы той роскошью так густо, что куда там до них новогодней елке. И накрашены как дамы очень полегчавшего поведения, а в глазах только блики от роскоши. Ну Формату было видней, как оно там должно было быть.

Портреты к интервью, серии фотографий к статьям. Опять же всем правит Он. Что, как, зачем.

Прослеживается только одна закономерность. Чем круче журнал, тем бюджеты съемок выше, а Форматы – профессиональнее.

 Съемка на корпоративного заказчика

Дорого, формат определяет заказчик, он же платит. Иногда встречается стремление заказчика сэкономить на исполнителе, но и результат зачастую прямо пропорционален размеру экономии, чем больше сэкономил, тем бумага туалетнее.

Что составляет этот сегмент? Имиджевый портрет, портрет для имиджевых буклетов компании и разнообразные съемки для PR – акций.

Имиджевый портрет.  Портрет рыководства. Должен быть, солиден, в меру пафосен, в меру демократичен. Пропорции смеси вам объявит рыководство. В общем, как говорил герой одной подзабытой передачи Хрюн Моржов – Внушает! Вот и имиджевый портрет – должен Внушать. Точнее ВНУШАТЬ! А ВНУШАЯ и создавать оный имидж.

Портрет для имиджевых буклетов компании. Чаще всего сюжетный. Что-то, в стиле Ленин и печник,  Он же, субботник, и его надувное бревнышко, Дзержинский и беспризорники. И пресловутый Н.С.Хрущев на свиноферме, что-то а-ля, воспитанники свинофермы и третий справа в нижнем ряду Никита Сергеевич Хрущев.

Разнообразные съемки для PR-акций. Странно, но последнее время понятие PR-акции стремительно сужается до формата корпоративного календаря. Конечно же ню. А уж если не модели, а сотрудницы в роли моделей – вообще всех затмил. Приятно наверное заклятому партнеру подарить. Эвона я каков, Меценат! А тебе слабо? Слабо. Ну да и ладно. Опять же таки вопросы заказа музыки всегда в ведении владельца кошелька.  Его деньги – на что хочет – на то и тратит.

Портрет для «прямого» заказчика. Тут все широко и разухабисто – как русская душа. Градации запредельные. От абсолютного ноля до горних высот стиля. Это просто все, все на что способна больная фантазия заказчика и его кошелек, от минимальной суммы на аренду студии, или фотопрогулки со студентом за гамбургер, до бюджетов и размаха затмевающих любые глянцы. В общем перечислим все скопом.

Семейный портрет, детский, свадебная фотография постановочная и репортажная, пары в студии и на пленере, ми-ми-ми, я вся такая-растакая, растакая в одежде и не всегда, в студии или на пленере, я вся такая-растакая (кой) с катаной, автоматом Томсона, пистолетом, зажигалкой и сигарой. В кожаных креслах и богатых интерьерах. В разрушающихся квартирах на облезлых табуретах. В таких замысловатых позах, что Кама сутра нервно курит в сторонке и со скромностью не целованной монашки. Ню и эротика и гламур и будуар. Трэш во всех смыслах. И милейшие семейные кадры пропитанные любовью. Как частный случай сюда же можно отнести съемки портфолио, всевозможного вида от снепов и тестов, от профессионал до бука. Вне зависимости кто является заказчиком, сама модель или агентство. И как второй частный случай - съемки ... кхмммм... для каталогов мммм леди. Тех самых пресловутых уточек. Глыбища, куды бечь. А о сколько нам еще открытий предстоит в недалеком будущем.

Фейскаталожка. Она же книги выпускников и вообще учащихся и отбывающих сроки в садиках и других учреждениях. Бюджет средневзвешенный по городу. Все места съемок застолблены кланами. Подковерная борьба и интриги, Боржиа в сравнении - просто детсад в песочнице.  Откаты и агенты влияния. В общем весело.

 Документальная съемка.

Съемка для новостных агентств. Хочешь стать известным репортером, забудь о морали, забудь о страхе. Твое место там, где кровища, взрывы, мрущие как мухи от голода и болезней дети. И ты - весь такой в белом, сторонний наблюдатель и бесстрастный фиксатор событий. Стеклянное око репортажа и стальное очко. Престижные мировые премии, признание, а по дороге мертвые с косами. Стоят. Да не стоят они, лежат, чего им мертвым стоять то, и кос нет, но много их, и они фундамент твоего признания и славы.

P.S.

 

Эта классификация является сугубо моим взглядам на сложившееся положение вещей, если вы хотите, что-то  добавить, у вас есть возражения или замечания, которые вы аргументированно можете изложить, всегда рад выслушать.  Комментарии и ваше отношение, ко всему выше изложенному -  приветствуется, а хамство и неадекват, пресекаются баном и игнором. И таки да – ведь каждый фотограф еще и писатель, не правда ли.

 
Просмотры: 1780
 

Комментарии:

Евгений Нодвиков
Представляйте ) Это развивает Вашу творческую фантазию ) И кстати, о чем это вы?
18.11.2013 - 10:07:18
 
Владимир *
Евгений, в статейке юмора больше чем упомянутого психологизма в Ваших портретах. Ерничание асоциируется с Вашей прокуренной кухней (другим местом) и такими же друзьями...
18.11.2013 - 10:13:30
 
Marina Lipoveckaya
Владимир Сюров, а что, кто-то юмор отменил:)? Или кухни прокуренные\не прокуренные (какое это вообще отношение к содержанию имеет)? Мне статья понравилась, как и портреты Автора.... .
18.11.2013 - 10:38:56
 
Евгений Нодвиков
Владимир Сюров, я надеялся, что умею читать русскими буквами написанный текст. Про творческую фантазию, я точно погорячился. Вас спросили и Вам писали, русским по белому. "Если вы хотите, что-то добавить, у вас есть возражения или замечания, которые вы аргументированно можете изложить, всегда рад выслушать", ключевое слово здесь - аргументированно, а Вы кинулись рисовать мой психологический портрет и описывать всю глубину моего морального падения? Задаю прямой вопрос. Вы адекватны? В принципе? Мне малоинтересны ваши ассоциации связанные со мной, как и Вы сами собственно, но раз пошла такая пьянка. У меня тоже есть гипотеза. О Вас. Вас, что то задело в этом тексте. Аж до зуда написать гадость. Ок. Взрослый и адекватный человек говорит. А вы собственно не правы, тут-то и тут-то, потому что, дела на самом деле обстоят так-то и так-то. Но по реакции Вашей ясно, что пубертатный период перешел в стадию перманентности. А потому, далее обычным порядком бан и игнор. Выдыхайте. И повзрослейте. Дальнейшая переписка будет тупо удаляться не читаясь.
18.11.2013 - 11:20:08
 
Elena
Евгений, а вот у меня вопрос. А чем репортажная фотография отличается от жанровой? Если я правильно понимаю, жанр - это разновидность репортажа? И всё-таки, что есть жанр в чистом виде, а что - репортаж? Если уж речь зашла о классификациях...
18.11.2013 - 13:38:46
 
Евгений Нодвиков
А пляшите от сути - репортаж - съемка на дядю. Жанр - снимаете для себя.
18.11.2013 - 14:42:59
 
Евгений Нодвиков
Хотя есть различия и в субъекте фото. То что хорошо для одного - неприемлемо для другого.
18.11.2013 - 15:03:16
 
Elena
А что, репортаж, скажем, на память для себя или для друзей не может быть?
Или, вот, пример. Предположим, я вышла в город погулять и пофоткать. Иду и снимаю то, что понравилось - людей, интересные предметы, какие-то сценки из жизни... Это что - репортаж или жанр?
18.11.2013 - 15:10:11
 
Евгений Нодвиков
Да называйте вы это как хотите ) Я привел достаточно стройную, как мне кажется систему. Построенную не на субъекте фотографирования, а на целях. В зависимости от которых и меняются подход и критерии оценки фотографии. Просто перечитайте, если интересно, что это по моей классификации. Или не перечитывайте ) Лишь бы вам самим нравилось то что делаете, а вот как все это назовете - дело только Ваше.
18.11.2013 - 15:40:13
 
Elena
В общем, я так уяснила, что понятия весьма размыты... Жаль, а так хотелось точных определений...
Евгений, а за беседу и за статью спасибо.) Статья хорошая, и слог у Вас отличный!
18.11.2013 - 15:57:56
 
Евгений Нодвиков
Они абсолютно точны - у меня это называется - Фиксация.
18.11.2013 - 16:21:07