error
Регистрация

Калибровка монитора в программе Calibrilla

Рубрика: «Фототехника»
Автор: Лилия Багирова
Опубликовано: 21.11.2013 в 06:31:01

Я Вам расскажу о том, что по моему мнению является важным и первоочередным при работе с компьютерной графикой - калибровка монитора! Каждый человек, который увлекается компьютерной графикой, занимается фотосъемкой или просто требовательный пользователь, рано или поздно приходит к тому, что нужно настроить правильное отображение цветов монитором (откалибровать монитор). И в этом нам поможет мощная, но вполне доступная для освоения программа Calibrilla.

Сегодня я Вам расскажу о том, что по моему мнению является важным и первоочередным при работе с компьютерной графикой - калибровка монитора!  Каждый человек, который увлекается компьютерной графикой или просто требовательный пользователь, рано или поздно приходит к тому, что нужно настроить правильное отображение цветов монитором (откалибровать монитор). И в этом нам поможет мощная, но вполне доступная для освоения программа Calibrilla.

Возможно некоторые зададутся вопросом, а зачем этим заморачиваться? Но если Вы хотите, дабы выводимое изображение на мониторе соответствовало реальному и выглядело одинаково красиво не только у вас дома на компьютере, но и на итоговом печатном экземпляре, то иных вариантов нет - нужна калибровка!
Для профессиональной калибровки существуют приборы калибраторы, но они стоят от 100$ и выше...
Да, это идеальный вариант. Но мы поговорим о более простом способе, который вы можете освоить на досуге вечером и бесплатно!

И так, с чего мы начнем?

  1. Нам нужно прогреть монитор, это необходимо для того, что бы экран показывал реально те цвета, которые он может продемонстрировать. Это занимает 5-6 минут для ЖК и LED-мониторов (25-30 минут для мониторов на ЭЛТ, т.е. такие большие, как старые телевизоры).
     А что бы Вы не скучали это время, начните скачивание программы Calibrilla.

  2. Программа не требует установки, Вы ее просто запускаете и начинаете работу! Крайне советую перед началом работы в программе сделать резервную копию текущих настроек видеосистемы! Это даст возможность просмотреть параметры системы в текстовом файле и так же сделать откат назад, если мы что-то напортачим.

    http://www.fdl-foto.com/images/img_news/1_calibrilla.jpgДля этого нажимаем на кнопку из LUT и тем самым считываем данные LUT из видеокарты в таблицу. Затем нажимаем на кнопку в файл и сохраняем данные LUT из таблицы в текстовый файл. Находим укромное место на жестком диске компьютера и сохраняем там файл-исходник в формате *crv3.
  3. Теперь можно приступить к калибровке монитора!

    сбросВыбираем нужное цветовое пространство монитора в правом верхнем углу - sRGB. Произведем сброс данных LUT видеокарты на начальные «линейные» значения (стандартные для некалиброванной видеокарты) - кнопка сброс и нажимаем кнопку в LUT(записать/применить изменения).

  4. 4.  Затем нажимаем на кнопку визуальная коррекция LUT (находится в левом нижнем углу) - откроется новое окно программы с основными настройками + маленькое окошко с визуальным тестом.

  5. В новом открывшемся окне программы у правой границы (в центре с краю) есть кнопочка в виде стрелочки > , при нажатии на которую, открывается панель дополнительных инструментов.

     Произведем последовательно настройку точки чёрного BP (Black Point) и затем точки белого WP  (WhitePoint). В открывшейся панели дополнительных инструментов нажимаем кнопку с черным квадратом и надписью BP.

  6. Настраиваем "Точку Черного"

    Для этого выбираем канал яркости (серый квадратик в левом нижнем углу) и устанавливаем значение в поле ΔY =3 («градации серого» для настройки визуального контроля).
    В панели дополнительных инструментов правее кнопки точки чёрного BP (Black Point), есть инструмент «изгиб в тенях» - ( , при нажатии которого откроется в правом верхнем углу слайдер с бегунком.

  7. Правее слайдера имеются шаблоны профилей, где мы выбираем J-curv и поднимаем бегунок слайдера вверх, пока на Тестовой таблице (визуальный тест RGBL) программы не появятся все 7 линий в вертикальных колонках!

    Шкала должна выглядеть по убывающей сверху-вниз, т.е. теоретическая «8-я» линия была бы черной!

    Для более наглядного сравнения переходов между тенями и светами, а так же контроля плавного смешение цветов на градиентах, я сделала свето-цветовое изображение ( загрузить картинку на компьютер ). Пусть это изображение будет у Вас открыто на протяжении всего этапа калибровки монитора, как вспомогательный тест. Следите за тем, что бы на границах перехода одого цвета в другой не появились "квадратики". Все свето-цветовые переходы должны быть плавными!

  8. Настраиваем "Точку Белого"

    Все тоже самое, что и для точки чёрного BP, но бегунок слайдера опускаем вниз. Нажимаем на кнопку точки белого WP (White Point), тестовая таблица сменилась на светлую.

    Выбираем канал яркости (серый квадратик в левом нижнем углу) и устанавливаем значение в поле ΔY =3.

    В панели дополнительных инструментов возле кнопки точки белого WP (White Point), нажимаем инструмент «изгиб в светах» - ). И настраиваем профиль J- curv опуская бегунок слайдера вниз, пока на Тестовой таблице (визуальный тест RGBL) программы не появятся все 7 линий в вертикальных колонках! Возрастание интенсивности цвета сверху-вниз.

    После окончания корректировок и настроек, желательно сохранять изменения нажатием на кнопку в LUT.

  9. Настройка гаммы цветов.
    Нажимаем на кнопку точки серого GP (Gray Point). У нас вновь сменилась тестовая таблица. Не забываем подстраховывать производимые настройки, поглядывая на загруженное изображение с градиентами.

    Для настройки точки серого будем проходить последовательно по всем цветовым каналам, которые расположены в левом нижнем углу окна: красный, зеленый, синий и канал яркости. Но проходить будем по кругу (начиная с канала ярости, потом по цветовым каналам и вновь вернемся на канал яркости).

    Корректировку начинают со средней точки, настройка параметра текущей точки находится в правом нижнем углу и равна 128 (в цветовом пространстве RGB – 256 цветов, следовательно 128 – это середина).

    Канал яркости – первый проход.
    На картинке ниже показано, как изменяется график в диапазоне коррекции средней точки и ближ лежащих к ней точках (на картинке график показан с «зашкаливанием», для наглядности изменений в выбранном диапазоне). Данные изменения производятся вертикальными ползунками, расположенными правее графика. Первый ползунок вносит более грубые/резкие настройки значения текущей точки, а второй ползунок дает более тонкую/точную настройку значений.

    И так, приступим. При настройке канала яркости смотрим на изменения в Тестовой таблице. Нас интересуют ТОЛЬКО на 3- й столбик (серое вертикальное поле из 3-х квадратов) и 4 столбик (полосатая «зебра» из чередующихся более светлых и более темных цветов по отношению к третьему столбику). Необходимо перемещать ползунки и достичь результата, при котором 3-й столбик станет равномерно серым по плотности цвета.

    В правом нижнем углу окна программы есть кнопки переключения по автоточкам <>. Данную процедуру корректировки 3-го столбика нужно произвести по всем автоточкам (всего 31 точка, переключаемся до тех пор, пока не вернемся в среднюю точку = 128)!

    Если что-то случайно получилось не так, то нестрашно! Сразу под координатой поля текущей точки есть кнопка отката последних изменений.


    Цветовые каналы RGB.
    Процесс корректировки подобен тому, что мы проделали с каналом яркости. Будем последовательно проходить по синему, зеленому и красному каналам. Но теперь мы обращаем внимание на 2 и 3 столбики Тестовой таблицы и стараемся уравнять их по цвету. Эти столбики должны стремиться стать серыми по отношению друг к другу.

    Первый столбик своим цветом покажет нам, к правкам какого канала перейти дальше. Такие корректировки нужно проделать со всеми автоточками, начиная от средней точки. И каждый раз стараемся уравнять по цвету 2-й и 3-й столбики Тестовой таблицы. Не забываем нажимать кнопку записи в LUT.

    Канал яркости – второй проход.
    Возвращаемся к каналу яркости (серый квадратик в каналах). Повторяем подстройку канала яркости проходя по всем автоточкам.

    Затем поднастраиваем цветовые каналы, НО используя для них режим «реверс» (поставить галочку возле цветового реверса). Проходим по всем автоточкам.
    Все четыре колонки визуального теста программы в итоге должны быть серыми по отношению друг к другу!




    Небольшое отступление. Настройка гаммы монитора, яркости и контрастности.
    Не забывайте использовать свето-цветовое изображение для подстраховки визуального теста программы. На нем сразу же будут видны корректируемые недочеты:

    - яркостный перепад цвета в черном/белом
    - неравномерные переходы между цветами красный-синий-зеленый - изогелия (постеризация) цвета в центре его насыщенности, т.е. появление "квадратиков"

    На картинке ниже параметр γ LUT Mon (гамма монитора)=2,5 по умолчанию для мониторов, предназначенных под Windows, но может быть и иной.

    Необходимо после настройки гаммы цветов установить на графике среднюю часть пунктирной кривой γ LUT VA так, что бы совместить её с каналом «яркости» (цветные линии на графике). Это делается при помощи окна γ LUT Mon (регулируется стрелочками), изменяя это значение до желаемого эффекта (в моем случае γ LUT Mon=2,20). Так же я немного подвинула горизонтальный ползунок под названием Гамма (сдвигает цветные линии на графике) и экспериментальным путем установила параметр = 0,89 (частный случай). Если монитор у вас сам по себе воспроизводит не сильно яркое свечение, это можно подкорректировать при помощи 3-х значений: подсветка, яркость и контрастность. Что бы не перестараться, нужно одновременно смотреть на свето-цветовую картинку RGB, там сразу начнут появляться фрагменты (квадратики) от изогелии в местах насыщения цвета.




    В результате всех наших корректировок мы должны привести наш визуальный тест программы к визуально однородному серому цвету, т.е. все столбики должны быть серыми по отношению друг к другу! Наиболее сложно этого добиться на ЖК мониторах с TN матрицей. Очень хорошие результаты показывает визуальная калибровка на матрицах (IPS, PVA, MVA и подобных им) c широкими углами обзора (порядка 160~175°).

  10. Ну вот и все!
    Теперь сохраняем полученный результат нажатием на кнопку в LUT. Закрываем окно визуальной коррекции и перед нами остается лишь самое первое окно программы:

    Нажимаем для достоверности еще раз кнопку в LUT и затем сохранить в файл. Не забываем дать соответствующее название (например calibration_27.11.2012.crv3) и сохранить в надежном месте.

    Обратите внимание, как изменились параметры таблицы после внесенных корректировок. Все эти параметры индивидуальны. Данные таблице можно увидеть в левой части окна программы или сравнить исходный файл (вы его сохранили в самом начале для восстановления) с итоговым. Просмотреть файлы можно программой Notepad++ или другим текстовым редактором.

  11. Устанавливаем созданный файл калибровки в автозагрузку.
    Нажимаем на кнопку настройка (рисунок шестеренки) и откроется окно, в котором нам нужна первая вкладка автозагрузка в LUT. Откроется окно, в котором будут списки настроек. Затем в правом нижнем углу нажимаем на папку и в открывшемся окне указываем путь места расположения нашего файла с корректировкой калибровки, которую мы только что сделали. Теперь кликаем по пункту 1 в оке списков (тем самым указывая, куда будет применен вызванный файл настроек) и нажимаем на кнопку Заменить. Далее нажимаем кнопку Изменить или кнопку в LUT. Все, теперь мы прописали наш файл в автозагрузку. Перезагружаем компьютер.

     По умолчанию пункт 1 с прочерком. Если ранее вы ставили в программу какой-то файл настроек, то нужно будет кликнуть по текущему пункту и нажать на кнопку Обнулить. 


    Возникает вопрос, что за пункт 1? Просто калибровка может производится для нескольких мониторов. В данном случае у нас один монитор. Когда к компьютеру подключено несколько мониторов, то они имеют свой порядковый номер, которому и будут соответствовать пункты в списке.

Важно помнить!!! В процессе калибровки нужно принять такое положение на против монитора, что бы визуальный тест программы находился на уровне глаз. Это даст возможность избежать погрешностей связанных с углом обзора монитора. Так же калибровку нужно проводить в темное время суток или так, что бы прямые солнечные лучи не попадали на монитор и не засвечивали изображение. Так же на восприятие картинки с монитора влияет свет лампочек, включенных в вечернее время.

PS: Я с Вами поделилась тем, как я лично проводила калибровку своего монитора и постаралась максимально доступно и просто описать весь процесс. Если Вам интересны более глубокие детали настройки и Вы желаете лично разобраться в тонкостях калибровки монитора, то посетите сайт создателя программы Максима Новикова.

Статья взята с сайта www.fdl-foto.com.

 
Просмотры: 8716
 

Комментарии:

Андрей Пашис
Дорогая Fleur de Lys!
Программа Максима Новикова, наверное, полезная.
Но всё же для начинающего фотографа не элементарно простая...
Существует гораздо более простой способ:
http://www.photosight.ru/photos/787550/?from_member
.
Кроме того, на восприятие фотографии сильно влияет внешнее освещение (в комнате, в процессе редактирования в фш) и физиологическое состояние человека -- зрителя и фотографа.
Наверное поэтому, на Вашем отлично настроенном мониторе, любезная Флёр,
эта фотография получилась светловата:
http://fotokto.ru/photo/view/892387.html
эта желтовата:
http://fotokto.ru/photo/view/892369.html
эта чуть синит на сером:
http://fotokto.ru/photo/view/892354.html
эта пурпурновата:
http://fotokto.ru/photo/view/892370.html

Может, с учётом этих факторов, достаточно простой методики Егора?:)

http://www.photosight.ru/photos/787550/?from_member
10.12.2013 - 14:20:57
 
Ksenia Crocker
Можете помочь в этом пункте: Необходимо перемещать ползунки и достичь результата, при котором 3-й столбик станет равномерно серым по плотности цвета.
Я как не кручу у меня все равно три квадратика слабо, но различимы. Как добиться серого равномерного?
11.12.2013 - 22:42:57
 
Юрий ефимов
там еще какой то amigo встает , на троян похоже
23.02.2014 - 00:06:56