error
Регистрация

Фотография сложного объекта интеллектуальной собственности.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Pavel Alekseev
Опубликовано: 06.06.2015 в 18:14:30

Фотография сложного объекта интеллектуальной собственности.

Вечерами листаю старые альбомы. Шаляпин в роли Мефистофеля. Хмелев - Алексей Турбин. Алиса Коонен в роли Комиссара из Оптимистической трагедии. Память о великих ушедших сохранили фотографии. Фотоизображение театральных постановок, как репетиций, так и спектаклей, съемочного периода фильмов является самостоятельным направлением искусства. Творческий рабочий процесс фотохудожника, а особенно этого направления, сложен не только из-за технических условий фотосъемки по причинам множества постоянно изменяющихся  параметров (мизансцена, освещенность, цвет), но и по причинам правового состава объекта. Российское право кинофильм, театральную постановку относит к категории сложных объектов интеллектуальной собственности. Фотографирование актера-исполнителя во время процесса исполнения роли является с точки зрения права использованием (как минимум записью и воспроизведением, а в большей степени переработкой) комплекса сложносочлененных объектов авторских, смежных и иных прав. В комплекс включаются личные неимущественные права (в том числе знакомые нам  личные права актера-исполнителя на использование изображения в порядке ст. 152.1 ГК РФ) и исключительные авторские и смежные права авторов и исполнителей театральной постановки, фильма. Фотография затрагивает как права на всю постановку, фильм в целом, так и права на их части, попавшие в кадр. Права на грим, костюмы, декорации, мизансцены, свет, исполнение. Законодательство идет навстречу фотографу, передавая, как правило, все исключительные права в распоряжение организатору создания постановки, фильма (такой организатор именуется в законе изготовителем, продюсером). С продюсером фотограф и должен заключить лицензионный договор и получить таким образом разрешение на фотосъемку. В ином случае изготовленная фотография будет незаконна. Фотограф не сможет ни защитить свои права на продукт творчества, ни распорядиться им каким-либо образом. О порядке применения ст.152.1 ГК РФ мы подробно говорили в предыдущих работах. В этой статье обсудим  юридическую модель сложного объекта.

 

1.Правовая модель сложного объекта

Сложный объект – это особая конструкция института интеллектуальной собственности.[1] Такой объект создается в сотрудничестве большого коллектива авторов составляющих его частей. В соответствии со ст. 1240 ГК РФ он должен включать несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, составляющих с иными входящими в состав объекта элементами единое целое[2], т.е. обеспечивать возможность их использования по общему назначению. В итоге создается произведение, представляющее собой "органическое соединение разных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов"[i] со стабильной и воспроизводимой объективной формой. Без любой из составляющих такого объекта нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно.[ii] По сути, создается комплекс - совокупность авторских, смежных и иных прав на своего рода "рамочный" объект. Этот комплекс исключительных и иных прав закрепляется за особым лицом - организатором создания сложного объекта.

Сложный объект не всегда значителен по размеру. Важен его состав, а не величина. Так, в одном из судебных дел суд признал сложными объектами хореографические номера, включающие выступление танцующих пар (от одной до восьми, в зависимости от номера), музыкальное сопровождение, вокальное исполнение, а также использование текста, частушек, народного фольклора, несмотря на то, что каждый из этих номеров продолжался менее пяти минут.[iii]

В создании сложного объекта принимает участие коллектив специалистов разных профессий, осуществляющих разнородную деятельность.[iv] Лишь некоторые из них вносят творческий вклад и могут быть признаны авторами произведений, которые входят составной частью в сложный объект. Авторами обычно считаются драматург, сценарист, композитор, сценограф, художник по костюмам, свету, хореограф, звукорежиссер, оператор.[3] Наличие неделимых творческих вкладов (в чем проявляется отличие от составных и производных произведений[4]) – образует особую форму соавторства, которую нельзя характеризовать как традиционное соавторство (раздельное или нераздельное[5]).[v] По мнению известного ученого В.А. Дозорцева, между лицами, участвующими в создании сложного объекта (например, фильма), возникает не соавторство, а "соучастие" или сотрудничество.[vi] Вместе с тем между авторами отдельных элементов рассматриваемого объекта могут складываться отношения традиционного соавторства (раздельного или нераздельного) в зависимости от того, какими из признаков они обладают.

Законодатель определяет исчерпывающий перечень сложных объектов, в том числе: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, но наиболее детально характеризует только аудиовизуальное произведение. В соответствии со статьей 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В отличие от остальных сложных объектов, закон устанавливает авторов аудиовизуального произведения в целом. «Триумвират авторов» - режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Перечисленные лица являются одновременно и авторами созданных созданных ими соответствующих составных частей сложного объекта. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.[6]

Такое закрепление законодателем права на фильм в целом, помимо прав на отдельные результаты В.А. Дозорцев называл фикцией авторства. Задача конструкции, ее конечный результат - право использования объекта в целом во всех случаях должно принадлежать организатору.

Содержание понятия "театрально-зрелищное представление" законодатель раскрывает лишь косвенно на основании незакрытого перечня разновидностей таких представлений, включающего театральные, цирковые, кукольные, эстрадные представления  (ст.1313 ГК РФ). О мультимедийном продукте в настоящее время можно говорить в самом общем виде как об объекте, позволяющем одновременно использовать текстовую, графическую, звуковую, визуальную и иные формы представления и обработки информации. На интернет-сайты правовой режим, предусмотренный для мультимедийного продукта, не распространяется (ст.1260 ГК РФ).

 

2.Интеллектуальные исключительные права

Авторов результатов интеллектуальной деятельности, составляющих сложный объект, законодатель наделяет интеллектуальными правами, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). В соответствии со ст.1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи. Как исключение, при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. К интеллектуальным правам не применяются положения раздела II ГК РФ о праве собственности и других вещный правах, если иное не установлено правилами раздела VII ГК РФ, посвященного правам на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии со ст.1229 ГК РФ гражданин (в том числе и автор как первичный правообладатель) или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную законом.

Исключительные права на произведения литературы или искусства (исключительные авторские права) и на объекты смежных прав (исключительные исполнительские права), подчиняясь общим правилам, все-таки отличаются друг от друга. Причина – в различии объектов прав – произведений и исполнений. Так, воспроизведение включено законодателем в перечень способов использования как в авторских, так и в смежных правах. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ использованием (авторские исключительные права) считается, в частности, воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. Воспроизведение может осуществляться на бумажных и иных материальных носителях (афишах, пригласительных билетах, посуде, предметах одежды, «магнитах», наклейках). Запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением.

Однако не считается воспроизведением и не требует согласия автора краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения. Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которым по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела). Такое воспроизведение не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Перевод же произведения, например, фотографии, на бумажном носителе в электронный вид без согласия автора является нарушением его исключительного права. Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе, при неправомерном размещении в сети Интернет).[vii]

Как авторские, так и смежные исключительные права содержат такой способ использования, как распространение. Распространение произведения путем введения его в гражданский оборот посредством продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров представляет собой еще один вид использования. Под экземпляром следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме. Так, например, с учетом норм о публичной оферте (ст. 494 ГК РФ) распространением является предложение к продаже экземпляра произведения, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу[viii]. Нарушения права на распространение произведения являются одними из самых многочисленных как в гражданской, так и в уголовной правоприменительной практике.

Использованием считается и публичный показ произведения. Под публичным показом понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств. Демонстрация должна происходить в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Переработка произведения также является одним из видов использования. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Например - написание картины с фотографии, создание аудиовизуального произведения из серии фотографий, создание постеров из фотографий.[ix] В судебной практике часто встречаются случаи незаконной переработки фотографических произведений путем их цветокоррекции, перевода цветного изображения в черно-белое.[x] Тем не менее, наличие отличий от оригинального произведения в цветовом строе не являются доказательством переработки, если подобные изменения не является признаками творческого переосмысления и не влияют на общее художественное решение.[xi] Внесение в произведение технических изменений в виде закругленного диагонального скоса, сужение границы снимка с одной из сторон, нанесение логотипов, текста, как правило, не будет расценено судом как переработка.[xii]

Наиболее часто встречающийся в судебной практике способ нарушения исключительных авторских прав  фотографа -  незаконное воспроизведение фотографических произведений в совокупности с дальнейшим доведением произведения до всеобщего сведения в сети Интернет. Основным условием «доведения до всеобщего сведения» является предоставление любому лицу возможности получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Фотографии незаконно без разрешения автора размещаются в свободном доступе в социальной сети, на личных страницах публичных сайтов.[xiii]

Режиссера-постановщика спектакля, как и артиста-исполнителя (актера, танцовщика и др.) законодательство как исполнителей в соответствии со ст. 1303, 1313 ГК РФ интеллектуальными правами на результаты исполнительской деятельности (исполнения) - смежными с авторскими правами (смежными правами). К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Исполнение - это представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении. Постановку режиссера-постановщика законодатель также именует исполнением. В соответствии со статьей 1304 ГК РФ исполнения и постановки являются объектами смежных прав, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Статья 1313 ГК РФ в качестве исполнителя (автора исполнения) признает гражданина, творческим трудом которого создано исполнение, - артиста-исполнителя (актера, певца, музыканта, танцора или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссера-постановщика спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижера.

В соответствии со статьей 1314 ГК РФ смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Если использование произведения, созданного в соавторстве, по общему правилу осуществляется авторами совместно, то применительно к исполнению смежные права осуществляет руководитель коллектива исполнителей (например, дирижер, руководитель труппы). Зачастую коллектив исполнителей образует самостоятельный субъект, выступающий под определенным фирменным наименованием.

Руководитель коллектива является законным представителем соисполнителей в их отношениях по использованию совместного исполнения, распоряжению правами на это исполнение, в том числе путем заключения договоров об отчуждении исключительного права на исполнение, лицензионных договоров от имени всех исполнителей независимо от их волеизъявления; передача полномочий исполнителями руководителю коллектива при этом не нужна. Соглашением между соисполнителями может быть изменена презумпция в отношении совместного осуществления прав при отсутствии руководителя коллектива исполнителей, но не положение об осуществлении прав руководителем коллектива исполнителей, которое следует признать императивным.[xiv]

Необходимо отметить, что субъектами гражданских правоотношений являются физические лица, чьим творческим трудом исполняется произведение, а не коллектив. Как отмечает С.П. Гришаев, на практике иногда используются такие понятия, как "антрепренер", "импресарио", "коммерческий директор" и др., функции этих лиц могут совпадать с функциями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие функции[xv].

Основным имущественным правом исполнителя является исключительное право на исполнение (ст. 1316, 1317 ГК РФ), а именно использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ («исключительное право») любым не противоречащим закону способом. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Процесс фотографирования исполнения представляет собой как минимум два вида использования - запись и последующее воспроизведение записи исполнения. Записью исполнения называется  фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. А воспроизведением записи исполнения -  изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись исполнения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи исполнения либо передачу исполнения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения.

Использованием исполнения, в том числе, считается доведение исполнения и его записи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). Сообщение исполнения и записи исполнения в эфир и по кабелю для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, в том числе с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции), также является использованием. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Отдельно законодатель выделяет такие виды использования, как:  распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе; публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

Высшие суды сочли необходимым разъяснить, что норма п. 4 ст. 1317 ГК РФ "согласие исполнителя... должно быть прямо выражено в договоре" не относится к обязательным правилам, установленным законом для договора (ст. 422 ГК РФ). Она лишь требует согласия исполнителя, закрепленного в договоре, для законного использования звука или изображения исполнения.[xvi]

Законодательство не упоминает для исполнений договоры, подобные договорам авторского заказа. Однако содержит норму, регулирующую права работника (исполнителя). В соответствии со статьей 1320 ГК РФ к правам на исполнение, созданное в пределах установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила статьи 1295 ГК РФ.

 

3.Авторско-правовая охрана части произведения

Фотографический кадр воспроизводит только незначительную часть сложного объекта. При соблюдении определенных условий, как авторские, так и смежные с ними права на объект интеллектуальной собственности в целом распространяются и на все составляющие его части. Так, в силу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению[xvii].

Критерий авторско-правовой охраны - возможность признания самостоятельным результатом творческого труда – сводит предъявляемые требования к отсутствию заимствования, вторичности, распространенности. Из сферы охраны исключаются отрывки произведений, состоящие, например, из компиляций произведений других авторов, стандартные названия, персонажи, не обладающие индивидуальными характеристиками, и т.д. [xviii][xix] Указанный критерий скорее всего можно распространить по аналогии и на объекты смежных исполнительских прав, о чем законодательство о смежных правах в ч.2 п.2 ст.1314 и пп.5 п.2 ст.1317 ГК РФ содержит лишь косвенные намеки.

 

4.Продюсер сложного объекта

Одной из существенных особенностей сложного объекта является наличие специального субъекта – лица, организовавшего его создание – изготовителя (продюсера). Для получения статуса продюсера не требуется какое-либо творческое участие. Такой статус получает лицо, ответственное за организацию процесса создания сложного объекта. В норме ст.1240 ГК РФ указывается одновременно на инициативу и ответственность за создание объекта, иными словами, недостаточно только предложить создание объекта. Этим требованиям в большинстве случаев будет соответствовать лицо, от чьего имени или для которого создается сложный объект.[xx]

По общим правилам ст.1240 ГК РФ продюсер как лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Согласно презумпции ст. 1263 ГК РФ продюсеру принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения. Приобретение такого права возможно только по воле самого правообладателя.

Упоминание в ст.1240 ГК РФ о приобретении продюсером права использования только на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, не должно рассматриваться в качестве запрета приобретения указанного права и любого иного не противоречащего закону и существу исключительного права способа. Так, права могут переходить по договору авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)[7], по причинам создания служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ) [8], в порядке наследования.

При этом исключительное право использования входящего в состав сложного объекта результата интеллектуальной деятельности, приобретаемое лицом, организовавшим создание сложного объекта, не следует отождествлять с правом, которое приобретает указанное лицо в отношении такого объекта в целом (правом на сложный объект). По своему содержанию право на сложный объект будет преимущественно совпадать с правомочиями, полученными от правообладателей соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, которые распространяются, однако, не на весь объект в целом, а только на те входящие в его состав элементы, которые являются результатами интеллектуальной деятельности. Кроме указанных исключительных прав, в права на сложный объект будут входить и иные правомочия, не связанные с использованием соответствующих результатов как объектов исключительных прав[9].

По общему правилу п. 3 ст. 1233 ГК РФ договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Указанная презумпция действует в отношении тех входящих в состав сложного объекта результатов интеллектуальной деятельности, создание которых никак не обусловливалось возможностью последующего включения в такой объект и которые, как правило, уже существовали до начала деятельности лица, организовавшего создание сложного объекта (например, произведение, положенное в основу сценария кинофильма). По лицензионному договору лицензиат приобретает право использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК). При этом право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (п. 1 ст. 1235 ГК).

В случае, если в лицензионном договоре, предусматривающем использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, стороны не согласовали срок действия договора и территорию, на которой допускается использование соответствующего результата, договор считается заключенным на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права на такой результат (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Диспозитивный характер приведенного правила не лишает стороны возможности договориться об иных сроке и территории.

Что касается остальных условий лицензионного договора об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, на них распространяются общие положения о лицензионных договорах (ст. ст. 1235 - 1238 ГК).

Иная презумпция установлена в абз. 2 п. 1  ст. 1240 ГК РФ в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект. Такой договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности передается приобретателю в полном объеме (п. 1 ст. 1234 ГК).

Дополнительной гарантией стабильности отношений является установленный п. 2 ст. 1269 ГК РФ запрет на отказ автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения науки, литературы и искусства (право на отзыв) в отношении произведений, вошедших в сложный объект.

Применяя абзац третий пункта 1 и пункт 2 статьи 1240 ГК РФ, следует учитывать следующее. Пункт 2, определяющий, что условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны, предусматривает запрет на ограничение лицензионным договором способов использования такого результата. Абзац же третий пункта 1 статьи 1240 ГК РФ  допускает возможность определения в договоре иного срока и иной территории действия исключительного права на указанный результат, нежели установлены законом.[xxi]

 

Судебная практика лишь иногда комментирует создание и использование фотографий сложных объектов[xxii]. Тем интереснее становится следующее дело.

Так, П. обратился в суд к ООО "Централ Партнершип Сейлз Хаус" с иском о защите авторских прав, мотивируя требования тем, что им была сделана серия фотографий на съемочной площадке фильма "******". Указанная серия фотографий, в том числе фотография П. в роли П. в фильме "***", была опубликована на веб-сайте www.*****, а также на персональном сайте истца. Позже истец обнаружил, что одна из изготовленных им фотографий, подвергшаяся незначительной обработке, была использована для первой страницы обложки коробки регионального издания DVD-диска с фильмом "***".

Фильм "***" был произведен ООО "М" по заказу ЗАО "Ц" в соответствии с договором N <...> от 17 апреля 2008 года, в п. 1.5. которого предусмотрено, что заключение этого договора влечет за собой передачу ЗАО "Ц" как заказчику всех исключительных имущественных авторских прав на использование фильма и произведений, вошедших в него составной частью, в любой форме и любым способом, в частности право на любое коммерческое и некоммерческое использование отдельных кадров, названия, сюжетных линий, персонажей и иных элементов фильма.

Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Использованием исполнения считается, в частности, запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

Предметом договора на оказание услуг N ** от 16.06.2008 года являлось оказание П. (исполнитель) ООО "М" (продюсер) услуг в качестве актера в связи с исполнением роли "П" в телевизионном художественном фильме под рабочим (условным) названием "***.". В пункте 4.1. договора установлено, что исполнитель передает продюсеру исключительные права на использование своего исполнения, осуществленного в результате оказания актерских услуг, и его фрагментов в любой форме и любыми способами, как в составе фильма, так и отдельно от него, в том числе, в частности: право записывать исполнение; право на использование изображения, образа персонажа фильма, подобие, созданный исполнителем образ роли в любых печатных изданиях, сборниках, на носителях звукозаписи и аудиозаписи, связанных с фильмом и на их обложках, на других материалах, связанных с фильмом, его литературной и музыкальной основой, образ персонажа, включая его визуального изображения в образе данного персонажа, включая отдельные фрагменты исполнения без указания имени исполнителя, демонстрируемые по одному, не в динамической взаимосвязи.

Из имеющейся в материалах дела спорной фотографии, на которой изображена П., усматривается, что она воплощает творческий образ героини "П", созданный сценаристом, режиссером-постановщиком фильма, П. одета в костюм и загримирована.

Суд пришел к правильному выводу о том, что истцом в отсутствие предусмотренных законом оснований осуществлено использование исполнения П. роли "П" в телевизионном художественном фильме "<...>." в виде фиксации изображения с помощью технических средств (фотографирование), поскольку все права на исполнение П. роли "П" в силу заключенных договоров принадлежат лицу, с которым истец соответствующий лицензионный договор не заключал. В результате чего исключительное право на произведение (фотографию) у истца не возникло, так как истцом было осуществлено использование исполнения в отсутствие на то законных оснований. Правообладателем исключительного права на исполнение П. роли "П" в фильме в полном объеме являлось ЗАО "Ц". В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществлялось без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, а также другими законами. [xxiii]

Доводы кассационной жалобы о том, что истцу было разрешено осуществлять фотосъемку рабочих моментов съемки фильма, либо актеров в костюмах и гриме в перерывах между съемками, не подтверждены какими-либо доказательствами.

 

Павел Алексеев, адвокат, фотограф.

(Подготовлено с использованием системы КонсультантПлюс

по состоянию на 06.06.2015)

 



[1] "Сложными объектами могут быть признаны только такие представления или такой мультимедийный продукт, которые, с одной стороны, представляют собой единое целое (единый объект), а с другой стороны, имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности". Из заключения Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Вестник гражданского права. 2007. №3. С. 124.

[2] Не все составные части сложного объекта подпадают под охрану как интеллектуальная собственность. В состав сложного объекта могут включаться и иные элементы.

[3] Законодатель авторами называет и исполнителей.

[4] Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ч.2 ст.1259 ГК РФ).

[5] Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (т.е. нераздельное соавторство - АП)  или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (т.е. раздельное соавторство - АП) (ч.1 ст. 1258 ГК РФ).

[6] Некоторые авторы предлагают использовать для сложных объектов двухуровневую модель (см.: Статья: Модель интеллектуальных прав на сложные объекты (Гринь Е.С. "Судья", 2014, №3)

[7]. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.  Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 ГК РФ (лицензионный или издательский лицензионный договоры) (ст. 1288 ГК РФ).

[8] Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора – судом (ст.1295 ГК РФ)

[9] Например, право лица, организовавшего создание сложного объекта, указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе такого объекта является неимущественным правом.

 



[i] Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 49.

[ii] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2005. С. 147.

[iii]Определение Свердловского областного суда от 8 ноября 2012 г. по делу №33-13641/2012.

[iv] См. подробнее: Котенко Е.С. "Авторские права на мультимедийный продукт: Монография". "Проспект", 2013.

[v] См.: Грушина Е.В. Сложные объекты как новая категория // Законодательство. 2009. №2. С. 28.

[vi] Дозорцев В.А. указанное, С. 146-149.

[vii] Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009

[viii]Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. №122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" // Вестник ВАС РФ, №2, 2008; Пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. №47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Вестник ВАС РФ. 1999. №11

[ix] Определение Московского городского суда от 22.09.2011 по делу №33-27402

[x] Определение Московского городского суда от 28.11.2011 по делу №33-38735

[xi] Постановление ФАС Московского округа от 03.06.2013 по делу №А40-88686/12-19-686

[xii] Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2012 по делу №А41-30879/10

[xiii] Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.10.2012 №33-12753/2012; Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2012 по делу №11-3826/12; Определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.12.2011 №33-18587/2011; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.04.2013 №11-16613; Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2011 №33-16739/2011

[xiv] См.:Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

[xv] См.: Гришаев С.П. Смежные права // СПС "КонсультантПлюс". 2007.

[xvi] См.: "Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав" "«Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009»  (под общ. ред. Л.А. Новоселовой) "Норма", 2014.

[xvii] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.07.2014 №С01-530/2014 по делу №А40-49018/2011; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.06.2014 №С01-385/2014 по делу №А43-8973/2013; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.07.2014 №С01-670/2014 по делу №А40-108107/2013

[xviii] п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"; См.: "Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав" (под общ. ред. Л.А. Новоселовой). "Норма", 2014.

[xix]Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2013 г. по делу №А41-30174/12; Постановление Десятого апелляционного арбитражного суда от 7 сентября 2009 г. по делу №А41-11030/09; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2010 г. №КГ-А41/13081-09.

[xx] Там же.

[xxi] П.19.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

[xxii] Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2012 №33-8794; Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу №11-12148; Определение ВАС РФ от 19.01.2012 N ВАС-17401/11 по делу №А40-85182/10-110-728

[xxiii] Определение Московского городского суда от 30.06.2011 по делу №33-19958

 
Просмотры: 1912
 

Комментарии: