error
Регистрация

БОКЕ

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Александр Коваль
Опубликовано: 23.08.2013 в 09:11:50

Боке – одна из тех малопонятных и неоднозначных концепций, что эмоционально обсуждается и вызывает массу разногласий среди современных фотографов, наряду с такими терминами, как разрешение, динамический диапазон и «рабочее» ISO.

 

Термин «боке» происходит от японского слова 暈け (не имеет удачного перевода и может быть обозначено как «характер размытия»), используется по крайней мере с 1996 года, но стал популярным в 1997 году, после того, как редактор журнала Photo Techniques Майк Джонстон опубликовал в марте-апреле 1997 года три статьи на эту тему.

 

Что интересно, японский термин «боке» используется также при обозначении помутнения рассудка, старости, дряхлости, немощности. Как следствие, японская концепция боке отличается от той, к какой привыкли западные фотографы, и подразумевает съемку меланхоличных приземленных черно-белых снимков стариков и детей на существенно прикрытых диафрагмах, при которых не происходит заметного размытия фона и прорисовки точечных источников света. В западной фотографии существенное внимание уделяется основному объекту съемки, для японских же фотографов пустое пространство вокруг него («ма») — как минимум так же важно. Если вы живете в культуре, для которой «ма» является концептуальным понятием в живописи, фотографии, фильмах, анимации, дизайне, архитектуре, разведении садов наконец, то вы видите вещи несколько по-иному. По этой причине японцы вполне обоснованно считают, что иностранцы знакомы с концепцией боке не в полной мере или не понимают ее совсем.

 

  • Copyright © Mutsumi Tsukamoto, http://www.flickr.com/photos/papaiya/

 

  • Copyright © Mutsumi Tsukamoto, http://www.flickr.com/photos/papaiya/

 

  • Copyright © Mutsumi Tsukamoto, http://www.flickr.com/photos/papaiya/

 

  • Copyright © Mutsumi Tsukamoto, http://www.flickr.com/photos/papaiya/

 

Боке – достаточно субъективное понятие, поскольку восприятие снимка зависит от зрителя. Некоторым нравится «нервное» боке, когда фон двоится, закручивается или имеет другие особенности; некоторым нравится то, что точечные источник света в зоне нерезкости приобретают форму пятиугольника или другой многогранной фигуры. Кому то нравится просто размытие фона по Гауссу — равномерная во всех направлениях расфокусировка изображения. Такое неоднозначное отношение к боке само по себе делает этот термин очень интересным.

 

  • Nikon D600 + Nikon AF-S Nikkor 50mm F/1.4G. 1/60 сек, F/1.4, ISO 3200

 

Какие факторы оказывают влияние на боке? Большую роль играет оптическая схема объектива, расположение диафрагмы и ее конструктив. В целом, скругленная диафрагма обеспечивает наилучшее боке, тем не менее, некоторые объективы, не обладающие такой диафрагмой, также способны демонстрировать очень хороший результат. Для обеспечения ровного круглого отверстия диафрагмы лепестки диафрагмы делают изогнутыми. Первым производителем оптики, выпустившим в 1987 г. модели с практически круглым отверстием диафрагмы, стала фирма Minolta, однако в настоящее время большинство производителей также выпускают объективы со скругленной диафрагмой (по крайней мере, для портретной съемки).

 

  • Canon EOS 5D Mark III + Sigma 85mm F/1.4 EX DG HSM. 1/80 сек, F/1.4, ISO 1250

 

Еще одним важным аспектом является глубина резкости. Для той или иной комбинации фокусного расстояния и диафрагмы лишь часть сцены будет в зоне фокуса – и чем ближе шкала расстояния к бесконечности, тем шире эта зона. В свое время большинство объективов имело помимо шкалы расстояний и шкалу глубины резкости, что существенно облегчало съемку. Сейчас же считается удачей, если на корпусе объектива присутствует хотя бы шкала расстояний. Отсутствие полноценной шкалы глубины резкости на корпусе объектива — следствие экономии производителя, который стремится как можно сильнее снизить себестоимость. В настоящее время шкалой глубины резкости оснащено подавляющее большинство объективов Carl Zeiss, Leica и Voigtlander, однако и доступны эти модели по цене в основном профессионалам, зарабатывающим фотосъемкой.

 

  • Nikon D700 + Carl Zeiss Planar T* 85mm F/1.4 ZF.2. 1/1000 сек, F/2.2, ISO 200

 

Подводя промежуточный итог. К факторам, оказывающим влияние на размытие фона, относятся:

 

  • Эффективное фокусное расстояние. Чем оно больше, тем меньше глубина резкости изображаемого пространства и сильнее выражено размытие фона;
  • Диафрагма. Чем шире открыта диафрагма (чем меньше ее значение), тем меньше глубина резкости и сильнее размытие фона;
  • Расстояние между передним элементом объектива и объектом съемки. Чем это расстояние меньше, тем сильнее размытие фона;
  • Расстояние между объектом съемки и фоном. Чем дальше фон от объекта съемки, тем сильнее размытие.

 

  • Canon EOS 5D + Sigma 35mm F/1.4 DG HSM | A. 1/3200 сек, F/1.4, ISO 100

 

Примеры ситуаций:

 

  • Наихудший вариант. Объект съемки находится далеко от переднего элемента объектива и близко к фону; эффективное фокусное расстояние объектива небольшое; диафрагма умеренная. Что произойдет? Всё будет в фокусе. Вот почему компактные камеры неспособны обеспечить более-менее заметное размытие фона в большинстве случаев.
  • Наилучший вариант. Объект съемки находится близко к переднему элементу объектива, а фон – далеко от объекта съемки; эффективное фокусное расстояние объектива большое, а диафрагма широко открыта. Именно при таких условиях происходит съемка телеобъективами. Объект съемки при этом отделяется от фона, а сам фон размывается очень плавно и мягко. В таких условиях вы даже можете сделать снимок через стекло или колючую проволоку и не увидите ни следа от них на снимке.

 

  • Canon EOS 600D + Canon EF-S 55-250mm F/4-5.6 IS II. 250 мм, 1/100 сек, F/5.6, ISO 200

 

  • Canon EOS 600D + Canon EF-S 55-250mm F/4-5.6 IS II. 250 мм, 1/100 сек, F/6.3, ISO 800

 

Если попытаться определить, что же является хорошим и плохим боке, то большинству людей нравится следующее:

 

  • Размытие переднего и заднего плана по Гауссу – плавное ровное размытие без какого-либо двоения и закручивания;
  • Точечные источники света в зоне нерезкости равномерно окрашены (не должны выглядеть как луковицы, не должны иметь каких-либо узоров), не имеют цветных каемок, обладают круглой формой (не должны выглядеть как многоугольники);
  • Не должны быть заметны продольные хроматические аберрации (цветная окантовка вдоль контрастных переходов).

 

Для тех, кто не привык глубоко «копать», боке подразделяется на два вида: голливудское (Hollywood Style Bokeh) и кремовое (Creamy Bokeh). Эта классификация достаточно однобока, поскольку в первом случае внимание уделяется только точечным источникам в зоне нерезкости, а во втором случае – лишь плавному размытию фона.

 

  • Canon EOS 5D + Sigma 50mm F/1.4 EX DG HSM. 1/13 сек, F/1.4, ISO 1000. Боке в голливудском стиле

 

  • Canon EOS 5D + Sigma 50mm F/1.4 EX DG HSM. 1/200 сек, F/2.2, ISO 100. Кремовое боке

 

Если попытаться привести список объективов, которые позволяют получить красивое боке, то в первую очередь ими являются все телеобъективы со светосилой 2 или 2.8.

 

Кроме того, следует обратить внимание на объективы с эффектом Soft Focus (Defocus Control):

 

 

Для камер Nikon и Canon удачными моделями являются объективы-фиксы со светосилой 1.2, 1.4 и 1.8 и фокусным расстоянием 24, 28, 35, 50 и 85 мм.

 

Среди макрообъективов впечатляет мануальный Tokina AT-X Macro 90mm F/2.5.

 

  • Olympus E-M5 + Tokina AT-X Macro 90mm F/2.5. 1/80 сек, ISO 200

 

Боке обычно уделяют внимание при портретной съемке, а также при съемке дикой природы, поскольку главная цель боке – это заставить зрителя обратить внимание на основной объект съемки, отделить его от фона.

 

  • Sony DSLR-A850 + Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm F/1.8 ZA. 1/1250 сек, F/2.8, ISO 200

 

Однако возможна ситуация, когда боке на снимке настолько выражено, что основной объект просто «теряется» — зрителю не понятно, на что следует обращать внимание на снимке. При отсутствии в кадре второстепенных объектов основной объект съемки будет «вырван» из контекста и не столь интересен. Поэтому всегда оставляйте что-нибудь любопытное на заднем плане и время от времени привносите в кадр перспективу (пусть даже она и будет частично скрыта из-за размытия). Это позволит вам не просто продемонстрировать тот или иной объект съемки, но отчасти и рассказать его «историю». Для профессионалов реальный вызов – не съемка каждого кадра строго на максимальной относительной диафрагме, а необходимость обеспечивать разумный баланс между узкой глубиной резкости и контекстом на заднем плане.

 

  • Canon EOS 5D Mark II + Carl Zeiss Distagon T* 35mm F/1.4 ZE. 1/500 сек, F/1.4, ISO 100

 

 

 

 

Боке… Это одно из модных словечек, которое часто используется фотографами. Они думают, что все исключительно люди понимают, что они вообще имеют в виду, когда говорят, что «в восторге от боке этого кадра». Если вы не знаете, то не бросайтесь к словарю, сейчас мы вам все объясним…

 

(Всего 28 фото)

 

Спонсор поста:
 

 

1286 Боке для чайников

 

 

1. Давайте начнем с самого слова. Оно явно не английское, и совершенно невозможно определить что это – какая-то болезнь кожи, термин из Кабалы или блюдо французской кухни. На самом деле слово японское, и обозначает дымку или размытость, и правильно произносится как “боке-еей”, или что-то вроде того.

 

2204 Боке для чайников

2.

 

3171 Боке для чайников

3.

 

4143 Боке для чайников

4.

 

5118 Боке для чайников

 

 

5. Вы, наверное, теперь уже догадались, что речь идет о фокусе. Верно, но это еще не все. Неизвестно, кто именно стал впервые использовать это слово в фотографии (подозревют Майка Джонстона, бывшего редактора журнала Photo Techniques), но оно появилось в девяностых годах прошлого века, и считается неологизмом даже в английском.

 

690 Боке для чайников

6.

 

784 Боке для чайников

 

 

7. Разница между фотографией и другими видами изобразительного искусства как раз и заключается в фокусе. Человеческий глаз видит в фокусе абсолютно все, будь оно ближе или дальше, и большинство художников изображали мир точно так же.

 

879 Боке для чайников

8.

 

977 Боке для чайников

 

 

9. Если сфокусировать зрение намеренно, глаз может размывать объекты, менее важные, чем тот, непосредственно на который вы смотрите. Фотооптика может размывать как объекты на переднем плане, так и объекты фона, и очень многое в характере размытия зависит от объектива.

 

1080 Боке для чайников

10.

 

11118 Боке для чайников

 

 

11. Резкость переднего и заднего плана регулируется диафрагменным числом. Фокусное расстояние определяется тем, насколько открыто или закрыто отверстие диафрагмы, то есть фокусирует оно свет, или рассеивает его. Диафрагменное число – это фокусное расстояние деленное на относительное отверстие объектива. Большее относительное отверстие создает более размытый фон.

 

1287 Боке для чайников

12.

 

1374 Боке для чайников

 

 

13. Но боке – не только наука и механика, это еще и эстетика. Многие определяют боке не с помощью терминов, показывающих насколько размыт фон (или передний план), а насколько художественно выглядит эффект размытия. Оценивая боке, просто подумайте, нравится ли вам размытость.

 

1474 Боке для чайников

14.

 

1571 Боке для чайников

15.

 

1666 Боке для чайников

 

 

16. Боке может улучшить качество фотографии, поскольку помогает выделить центральный объект из фона и заставляет глаз фокусироваться именно на этой части снимка. Боке чрезвычайно важный инструмент при макросъемке, когда фотограф хочет подчеркнуть детали маленького объекта. Что там за пятна позади одуванчика? И вообще, какой же это одуванчик? Да бросьте, это дерево посреди поля.

 

1764 Боке для чайников

17.

 

1858 Боке для чайников

 

 

18. В некотором смысле, боке можно было бы назвать оптическим эффектом. Но ведь именно на оптических эффектах и основываются все приемы в фотографии, скажете вы. И будете правы. Боке – точка, которую создает конус света из объектива, если при съемке фотографируемая точка находится не в фокусе. Когда что-либо находится не в фокусе, то в результате получается как бы снимок отверстия диафрагмы. Боке принимает форму отверстия диафрагмы, чаще всего многогранника, из-за формы ее лепестков, но при максимально открытом отверстии боке будет иметь круглую форму.

 

1958 Боке для чайников

19.

 

2054 Боке для чайников

 

 

20. Объектив – главное средство создания боке. Световые пятна могут быть одинаковой яркости, ярче к центру или к краям. Все зависит от сферической аберрации линз и коррекции на нее. Эффект боке создается за счет усиления рефракции линзами объектива. На обычном снимке это выглядит отклонением, но при создании боке это выбор каждого отдельного фотографа. Другими словами, фотограф может изменять настройки фотокамеры так, чтобы ослабить сферическую аберрацию для получения нужного эффекта.

 

21104 Боке для чайников

21.

 

2254 Боке для чайников

22.

 

2351 Боке для чайников

 

 

23. Ну и, конечно, есть курсы, обучающие тому, как создать боке.

 

2449 Боке для чайников

24.

 

2546 Боке для чайников

 

 

25. По мнению некоторых, необходимо ввести еще одно японское слово. Пинто. Оно значит «в фокусе», и произносится как “пиин-тоу”. Тогда, конечно, может возникнуть проблема, потому что все, что не пинто, можно будет считать боке.

 

2641 Боке для чайников

26.

 

2740 Боке для чайников

 

 

27. Отношение к боке – вещь сугубо субъективная. Общепринятых норм, при помощи которых можно было бы установить, художественно боке или нет, не существует. В общем, если вас спросят, что такое боке, вы сможете ответить, что это часть снимка, находящаяся не в фокусе. Нравится вам она, или нет – решать только вам.

 

2839 Боке для чайников

28.

1
1
 
Просмотры: 4492
 

Комментарии: